Спонтанное турне по республикам бывшей Югославии, включая посещение Венгрии, Румынии, Турции и Болгарии. Август 2001. Сараево. Часть 9. на kuda.ua

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Боснии и Герцеговине > Спонтанное турне по республикам бывшей Югославии, включая посещение Венгрии, Румынии, Турции и Болгарии. Август 2001. Сараево. Часть 9.

Мне так и не удалось толком отдохнуть, тревожные предчуствия относительно дороговизны проживания в этой богом забытой Боснии вновь и вновь возвращались. Трудно было найти логическое объяснение подобному нонсенсу.

В стране, разрушенной войной, лишенной туристов и практически лишившейся полностью всех своих исторических достопримечательностей, поддерживались исключительно высокие цены даже на самые заброшенные отели и пансионы !

Так, или иначе, около 7 утра мы въехали в Сараево. Город большой и современный. Мы ехали по широкому проспекту вдоль трамвайной линии, по обеим сторонам проспекта возвышались многоэтажные здания. Как мне показалось, эта часть города не была задета войной, либо, что более вероятно – эти новые районы были возведены уже после 1995 года.

Но, чем ближе к центру – тем все чаще встречаются поврежденные дома и просто руины. Весь исторический центр города изуродован до неузнаваемости, тут, начиная от автовокзала и до Старого города, крайне трудно отыскать хотя бы один целый дом. Сама станция со следами шрапнели, но жизнь идет своим чередом, много народу, город просыпался, люди спешили на работу.

На улице было ужасно холодно, изо рта шел пар. Все мы продрогли и безумно устали. Первым делом, по совету одной из пассажирок автобуса, отправились в близлежащий отель, точнее даже общежитие. Совсем близко, буквально через площадь. На встречу нам вышел сонный охранник и сообщил что цена проживания 64 марки на двоих с завтраком. Мы тяжело вздохнули. Это было несколько дороговато, хотя, с другой стороныс 50-60 марок это вполне стандартная цена дешевого отеля в Восточной Европе. Вспоминая свое путешествие в Чехию, Венгрию и Польшу зимой, я прикинул, что и там мы платили подобную сумму за отель и мне это отнюдь не казалось дорого !

Но в данном случае ситуация отягощалось еще и тем, что в полднень нам пришлось бы уже покинуть отель, либо заплатить за новый день. Это было неприемлемо. Администратор посоветовал нам прийти через пару часов, тогда, может быть он пустит нас до завтра, если будут свободные места.

В результате было решено попытаться найти что-то через таксистов, уж они то наверняка знают город лучше нас и смогут порекомендовать более дешевое

место. Так и оказалось. Один из таксистов тут же предложил отвезти нас в дом к совему приятелю, который сдает целый этаж за 40 марок. Мы согласились и после короткой поездки он высадил нас в районе частных 2-3 этажным коттеджей. Хозяин – вполне респектабельный мужчина лет пятидесяти, хороший добротный дом, в нашем распоряжении действительно целый этаж, две спальни, салон, кухня, ванная комната. Великолепно !

Сараево окружено горами практически со всех сторон, а через центр города протекает небольшая речушка. Наш дом расположен в одном из относительно новых районов, на северном склоне горы и отсюда открывался красивый вид на центр города. Собравшись и попив купленные девушками с утра сок с булочками мы отправились гулять. Чем ниже мы спускались к центру, тем отчетливее становились видны уродливые следы войны. В большинстве поврежденный зданий продолжалась жизнь, людям уже давно стали привычными следы шрапнели, или многометровые дыры от танковых снарядов в стенах их жилищ.

Поразительно, но мы и сами дошли до того, что увидев какой-нибудь целый дом, восторжено замечали :

“-Ух ты, смотрите, целый дом !”.

На одной из улиц валялся перевернутый на бок вагон трамвая, разорванный буквально в клочья и черный от гари. Без комментариев.

Старая часть города небольшая, застроенная 4-5 этажными зданиями самых различных стилей. Вообще, город очень странный в плане архитектурном – типично турецкие дома с декоративными полукруглыми окнами и карнизами соседствуют с домами эпохи коммунизма и более ранними центрально- европейскими зданиями начала века. Старинный базар, лавночки из дерева очень культурно и чисто, видимо не так давно тут провыели конкретную реконструкцию. Несколько мечетей, в которых велась реставрация. Лавочки с шавармой, почтенные старцы (или просто бродяги ?), кормящие голубей. Причем голубей просто море ! Такого количества этих птиц я еще никогда не встречал. Голуби были везде, они лезли друг на друга, садились людям на плечи и на голову, влетали с шумом разорвавшейся бомбы. Занятно.

Бросается в глаза наличие большого количества турецких солдат из контингента ООН, патрулирующих город.

Погуляв по городу еще с часик мы решили отправиться на автовокзал и выяснить о билетах в Белград. Однако оказалось, что все автобусы в Сербию отправляются не с главного терминала, а из Сербского Сараево. Нам также объяснили, что туда можно добраться на троллейбусе номер 103. Прогулявшись немного по набережной, некогда красивой и яркой, а теперь заброшенной и грязной, мы решили продолжить путь на троллейбусе, ибо по словам местных жителей до сербского Сараево было порядка…10 (!) километров. Троллейбус был предельно переполнен, но по мере приближения к сербскому Сараево – его конечно остановке, мы остались в салоне одни. В конце-концов мы вышли, а троллейбус сделал круг и поехал назад. Мы оказались посреди безлюдного проспекта. Ни одного автомобиля, ни одного автобуса не проехало задесь за эти минуты. Мы направились вперед, в сторону щитка с надписью: “Република Српска”.

Это и была границы между двумя частями города. Некое подобие парка разделяло сербов и мусульман, по обе стороны от парка стояли обыкновенные жилые дома. Люди с интересом присматривались к нам, сидящие в пивных мужики судя по всему обсуждали между собой кто мы такие и откуда взялись. В этот удаленный район города переселились сербские беженцы из центра Сараево. Тут несут постоянное дежурство болгарские и российские солдаты из КФОРа, точно также, как турки в мусульманской части.

Ничего интересного с туристической точки зрения в сербском Сараево нет, за исключением новенькой православной церкви на холме, сразу за автовокзалом.

Мы купили билеты на утренний автобус в Белград (20 марок на человека)

Вечером мы прогулялись через город и пешком дошли до нашего дома. Хозяин нас уже ждал, мы сообщили ему о том, что утром уезжаем, он обещал договориться со своим приятелем таксистом, чтобы тот отвез нас в сербскую часть на автовокзал.

…Наша дорога в Белград лежала через восточную Боснию, районы заселенные преимущественно сербами. Сразу после выезда из Сараево наш автобус притормозил на блокпосту КФОРа, тут проходит неофициальная граница между Боснийской конфедерацией и республикой Српска Краина. В автобусе мы разговорились с местными сербами. Они рассказали нам, что за весь послевоенный период ни разу не бывали в мусульманской части, как и мусульмане никогда не посещают сербскую. Слишком силен еще ужас той войны, не позволяющий людям не только навещать друг друга, но даже просто говорить без надрыва в голосе…

Границы с “Большой Сербией” (Югославией) достигли через 3 часа пути. Сначала дорога вела вдоль берега реки до города Зворник, потом по мосту переехали в Югославию. Паспорта собрал водитель автобуса, потом, минут через пятнадцать вернул их назад и мы поехали дальше, в Белград. Прощай Босния !