Привычка к свободе на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Привычка к свободе

KUDA.UA > Отдых > Отдых в России > Привычка к свободе

Недостатки системы образования известны всем. Призывы бороться с ними за счет улучшения программ и изобретения изощренных методов преподавания стали общим местом. Урок-игра, урок-проект, урок-спектакль… А может быть, все дело не в программах, не в способах работы на уроках, а в самой классно-урочной системе?

     Эта крамольная мысль пришла в голову нашему соотечественнику, доценту МГУ им. Ломоносова Милославу Балабану еще двадцать лет назад. По его мнению, мы потому и безуспешны в своих изысканиях, что ищем не там, где сокрыта истина. Корень зла не в плохих программах, а в самом способе организации обучения. Любые программы при работе с детьми заранее обречены на провал ввиду своей противоестественности. Не лучше ли перестать бороться с человеческой природой, оставить попытки в очередной раз перекраивать классно-урочную систему, а вместо этого открыть двери классов, позволив каждому ребенку самому выбирать, где и чему учиться? Ведь каждый ребенок имеет право жить сегодня, а не готовиться к будущей жизни в течение 10-15 лет. А выбирая интересные и важные для себя занятия, дети учатся отвечать за собственные действия.

     Образовательную систему свободного типа Милослав Балабан назвал парк-школой – чтобы подчеркнуть отсутствие структур, ограничивающих самостоятельную деятельность ребенка. А они в классно-урочной системе Коменского заложены изначально. Чтобы от них избавиться, автор концепции предлагает не собирать детей в классы в школах нового типа, ориентируясь на год рождения, а создать открытые разновозрастные объединения. Отказаться от единых учебных программ и организовать учебный процесс как одновременную работу ряда учебных и творческих студий и мастерских. Вместо отметок и экзаменов предлагает использовать самооценку, взаимооценку и портфолио, а иерархическую структуру управления заменить гетерархическим соуправлением.

Первые парк-школы в России

     Не исключаю, что идея парк-школы показалась читателю утопической. Напрасно – школы такого типа появляются в России одна за другой.

     Всего десять лет назад в обыкновенной подмосковной школе мне удалось открыть первую парк-студию биологии – нечто вроде кружка, ежедневно работающего прямо в стенах школы. Туда приходили дети с первого по десятый класс – поставить опыт, подготовиться к походу или экспедиции. А иногда и просто для того, чтобы получить помощь по учебным предметам (не обязательно биологии) или подготовиться к вступительным экзаменам.

     Практически одновременно с подмосковной открылась парк-студия и в Екатеринбурге – ее создал Александр Гольдин. Посвящена она была математике. Прошло еще несколько лет, в московской Школе самоопределения распахнул свои двери Парк открытых студий, а в екатеринбургской средней школе №95 – Школа-парк.

     Новое дело Александр Гольдин начал с того, что одновозрастные классы были заменены разновозрастными. Классно-урочная система на первых порах сохранялась, то есть каждая группа детей (разновозрастный класс) посещала уроки в отведенное для этого расписанием время. Учителя строили работу таким образом, чтобы в зависимости от возраста дети проходить положенную программу и одновременно участвовали в процессе обучения друг друга. Например, учитель объясняет тему "Питание". Ученики шестых классов более подробно рассматривают автотрофное питание растений, седьмых – питание низших животных, восьмых – высших животных, девятых – человека. После этого в разновозрастных группах (сформированных учителем) дети сравнивают различные типы питания. А до того, как это обсуждение начнется, старшие объясняли младшим, что тем было непонятно. Не исключено, что общая постановка дела больше напоминает читателю малокомплектную сельскую школу, чем открытую образовательную систему, однако такой способ обучения привел учителей к поиску путей, которые соответствовали бы индивидуальному развитию каждого ученика.

     В московской Школе самоопределения был предложен другой образ действия. Там учителя уже были готовы к серьезным изменениям в образовательном процессе и пошли дальше: детям на выбор одновременно предлагались три-четыре различные парк-студии, которые можно было менять по собственному усмотрению. В эксперименте участвовали два параллельных класса. Тяжелее всего этот эксперимент сказался на родителях: на первых порах тем казалось, что они потеряли возможность контролировать успеваемость детей. Которым тоже пришлось нелегко: выбрать из вариантов, ни один из которых не является обязательным, оказалось задачей сложной, и главное – непривычной. В результате каждый предпочитал то, что либо в наибольшей степени соответствовало его склонностям, либо сложившимся навыкам работы, либо познавательным интересам, либо наибольшему психологическому комфорту.

     А в работе педагогов на первый план вышла индивидуальность ребенка, школьная программа перестала быть фетишем. Каждый учитель старался предложить своим воспитанникам разнообразный учебный материал и несколько способов его усвоения. Одновременно стали внедряться и проектные способы работы. Которые в рамках классно-урочной системы обречены на провал. Почему? Да потому, что в этом случае проект становится еще одним способом заработать хорошую оценку и нередко приводит к конфликту с другими учебными занятиями.

     Однако если проектами занимаются в парк-студии, проблемы снимаются: выбирая занятие "здесь и сейчас", дети могут достаточно долго и серьезно работать над одной темой. А после этого, поняв, в каких областях знаний у них существенные пробелы, или подойдя к моменту получения аттестата, они могут поработать в других общеобразовательных студиях, где, вообще говоря, допустимы любые методики – от лекций до специфических проектов. Заказчиками такой работы являются дети, и ни один учитель не вправе упрекнуть их за то, что они много пропустили.

     Третий путь (наиболее завуалированного внедрения новых образовательных моделей "паркового" типа) используется сегодня чаще всего. На первом этапе в школе создается система так называемого дополнительного образования, развитие которой позволяет пристроить "парковую" образовательную модель. Так сделали в школе №2 города Великие Луки, где директор, Станислав Стулов, стал развивать парк-студии в начальной школе, заранее подразумевая, что это будет переходным этапом к новой модели школы. В то время, когда нет обязательных занятий, для учеников начальных классов открыты пятнадцать различных студий. В них работают те же учителя, что ведут обычные занятия. Каждый ребенок может выбирать, какие студии посещать и посещать ли их вообще.

     Конечно, если развитие системы дополнительного образования не подразумевает дальнейшего изменения всей структуры процесса обучения, то возникают конфликты: почувствовав себя успешными в кружке или студии, дети начинают меньше внимания обращать на неинтересные для них обязательные уроки. Делается это обычно демонстративно, что вызывает естественную ревность, а то и раздражение. Учителя, ведущие обязательные задания, стараются загрузить таких детей как можно больше, поскольку вдруг замечают, что те способны на пролонгированную работу. В классическом варианте конфликт озвучивается фразой: "Будешь иметь плохие отметки, в кружок не пойдешь". Что детям совершенно непонятно: и действительно, почему ради оценок надо жертвовать своим свободным временем?

К чему ведет свобода выбора

     Дети потому так стремятся поскорее вырасти, что свободы действий у них гораздо меньше, чем у взрослых. Но вот двери классов распахнуты – ходи, выбирай занятие по душе. Как это повлияло на формирование личности? Дети почувствовали себя свободными – и не где-нибудь, а в стенах муниципального учебного заведения. А из этого проистекают интересные следствия.

     Где-то в глубине подсознания откладывается, что твое желание – закон, значит, нет необходимости хитрить и обманывать. Поэтому, если нужно от чего-нибудь отказаться, ученики парка открытых студий не ищут поводов и отговорок, а шокируют окружающих прямыми ответами. "Не буду!" – и все тут. "Почему?" – "Не хочу". Именно так же они отвечают учителям и родителям, пытающимся завлечь их в "особо полезную" студию.

     Если твои предпочтения относительно учебы постоянно и безоговорочно принимаются, невольно начинаешь думать, что и самого тебя везде ждут и с радостью примут. Когда ребенок с такими установками находит для себя что-то интересное, он запросто обращается со своими предложениями к взрослым. И договаривается! Дети помогают учителям начальных классов, принимают то и дело прибывающие в школу делегации, а один мальчик даже сам себе организовал студию! Дело было так. Приходит ко мне однажды мама Паши П. и спрашивает, продолжает ли работать студия радиоэлектроники. Но такой студии организовано не было! Оказалось, что мальчик сам договорился в радиорубке и долгое время ходил туда, выполняя мелкие поручения как помощник.

     Кажется, свобода – штука опасная, особенно у нас и сейчас. Позволь детям выбирать себе занятия, они станут разгильдяями. Наоборот! Как коллектив, они очень организованны. Каждый день во время занятий все ученики парка открытых студий рассеяны по разным уголкам школы, но если надо собраться вместе (например, чтобы сделать прививки), они очень быстро оповещают друг друга и приходят туда, где их ждут. Очередность определяют самостоятельно. Без драк и ругани. А представляет ли читатель, как обычно ведут себя тридцать-сорок детей, собранных в узком школьном коридорчике?

     Ту же необычную для детей организованность ученики парка студий демонстрируют и на переменах – разумеется, если это требуется. Когда 50 наших детей пребывали на карантине, они договаривались об общей игре буквально за пару минут. А что делать? Места мало – народу много. Интересно, что механизм самоорганизации наладился у них сам собой.

     В системе бизнес-образования есть термин "лицо, принимающее решение". Между прочим, этому за большие деньги специально учат на программах МВА руководителей высокого ранга. А в системе открытых студий ребенку каждый день по много раз приходится делать выбор и принимать решения. Естественно, при такой практике дети не пасуют перед трудностями и не теряются в незнакомой обстановке. Кстати, в системе парка открытых студий подобные ситуации даже моделируют. Например, в конце учебного года ребят распределили по студиям без учета их пристрастий. Естественно, многие оказались там, где ни разу за два года эксперимента не были. Так случилось и с Машей Т., которая увлекалась рисованием и биологией, а попала в студию английского языка. Сначала она расстроилась, но вскоре включилась в общую работу. Придумала сюжет для спектакля, который общими силами перевели на английский, и, выучив свою роль, приняла в нем участие. А ведь за те же десять дней мая она выполнила больше 30(!) творческих работ по разным предметам: написала сборник задач по математике, исследования по математике – "Симметрия в природе" – и биологии – "Зависимость плотности популяций и разнообразия видов растений от степени утоптанности земли".

     Но вернемся к началу статьи. Одна из идей Милослава Балабана состоит в том, что необходимость постоянно выбирать себе занятия научит отвечать за свои поступки. Так оно и получилось, что хорошо видно на примере выбора мастерских по труду.

     В школе каждой параллели предлагался выбирать из восьми различных творческих и ремесленных мастерских. Одни мастерские считаются более престижными, другие – менее, количество мест в каждой из них ограничено, но раз в четверть место трудовой деятельности можно сменить. Обычно педагоги рассказывают о специфике своих мастерских, а потом звучит риторическое: "У кого есть вопросы?" Вопросов не бывает, а все споры по распределению мест решаются жеребьевкой. С учениками парка открытых студий развитие событий пошло по другому руслу: полтора урока ребята задавали вопросы (чего никогда не случается), чтобы выяснить все до последних тонкостей, а потом довольно равномерно распределились по мастерским. Безо всякой борьбы за наиболее престижные места.

     А напоследок напомню, что идея Милослава Балабана позволяет каждому найти себя и стать успешным. И это неудивительно: ведь ребенок выбирает занятия, которые ему интересны.      

Журнал “Обучение за рубежом”

№6 2002



Прочитайте еще про Отдых в России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.