Впечатления от Непала. Часть 2. на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Впечатления от Непала. Часть 2.

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Непале > Впечатления от Непала. Часть 2.

Переезжаем в Пашупатинатх. Это крупный индуистский центр, расположенный на левом берегу Багмати на восточной окраине Катманду, на холме Мригастхали. Существует легенда, что когда-то здесь в образе оленя (мрига) Шива скрывался от охотников. Старинный храм посвящен Шиве-Пашупати (Пашупати – покровитель животных и скота, а также одна из ипостасей жены Шивы). Дух Шивы, витает над всем Непалом, в том числе даже в самых труднодоступных уголках королевства.

Бога прославляют тысячи каменных изображений и монументов. Его имя носят храмы, горные вершины, города. Но что интересно, непальцы относятся к Шиве не только с безграничным уважением, но с определенной долей страха. Ведь как-никак бог-разрушитель. Да и изображается он в грозном виде чаще всего в священной, но чрезвычайно зловещей пляске. Храм несколько раз перестраивали и реставрировали. В XIV в. храм сожгли поскольку сюда приходили мусульмане и касались всего, а они считаются «неприкасаемыми» и следовательно все осквернили.

На левый берег пускают только индуистов, а для всех остальных предназначен правый, на который можно перейти по мосту.

Слева и справа от моста расположены гхаты – прямоугольные каменные площадки для кремации, причем слева (если смотреть с правого берега) для простых смертных, справа сначала для министров и важных чиновников, потом для королевской семьи.

Понаблюдать за кремацией собираются туристы. На поленницу из дров, которые в Непале достаточно дороги кладется тело, завернутое в саван, затем его украшают цветами, посыпают благовониями и поджигают пучками соломы. Все происходит неторопливо, как и вся жизнь в королевстве и подготовка может занимать несколько часов. Пепел и остатки костей сбрасывают потом в Багмати.

За гхатами находится лингам Шивы (фаллический символ, символизирующий его мощь), где поклоняются празднично одетые мужчины и женщины в нарядных сари. Праздничное сари имеет в длину около 6 м. и весит несколько килограммов. Здесь же купают новорожденных и совершают обряд омовения молодожены. Согласно индуистской философии огонь и вода являются двумя основными элементами мироздания, и поэтому именно с водой связаны все мало-мальски значимые этапы в жизни человека.

Вода несет в себе очищающее начало, поэтому каждый пришедший на эти берега считает своим долгом совершить ритуал, включающий обязательное омовение в водах священной реки. К ней обращаются с молитвой, просят благословения, приносят дары. В дни празднеств сюда стекаются толпы паломников. Здесь же, в обмелевшей после сезона дождей Багмати, плещутся обезьяны. По словам Кумара, сейчас здесь вода чистая, а до недавнего времени в нее сливали сточные воды.

Огромная территория комплекса застроена всевозможными памятниками, храмами и зданиями разного назначения. Здесь больница для больных тифом, дом для тех, кто чувствует, что он уже не жилец на этом свете, гостиница для паломников. На обрывистом берегу примостились маленькие хибарки – ночлежки для местных бездомных. На правом берегу растут огромные интересные деревья, гид сказал, что это monkeypleasure (обезьянья радость) и что завезены они из Англии, где выглядят как кустарник, а здесь вырастают по 30-40 м.

И в Катманду, а особенно в Пашупатинатхе можно встретить многочисленных садху – отшельников. Большинство из них является поклонниками Шивы, однако, часть поклоняется Вишну. Отличить их можно по специальному знаку в виде линий на лбу, который называется тилака. У шиваитов они горизонтальные, а у вишнаитов – вертикальные.

Многие садху практикуют йогу. Садху становятся люди, считающие, что их деловая и семейная жизнь достигла своего естественного завершения, и настало время отставить всё и вступить на путь духовного поиска. Помимо садху, практикующих путь индивидуального духовного поиска, существуют еще и гуру, что переводится как учитель.

Правда, это не «учитель» в нашем понимании этого слова, а, скорее, духовный лидер, своим поведением указывающий путь, которому надлежит следовать. В мире существует не так уж много гуру. В Катманду живет один из них по имени Милк-баба. Ему 70 лет. Вот уже 20 лет он питается исключительно молоком. Он считает причиной всех человеческих страданий наши неуемные желания. Говорят, что его кожа бархатная и нежная как у младенца, но нам его не удалось увидеть.

На левом берегу находятся чайтьи (буддийское культовое сооружение, храм-молельня) с лингамами внутри. Здесь совершали самосожжение жены умерших мужей (сати). Со второй половины XIX в. обряд сати совершался редко, а с 1920 г.

особым декретом этот обычай был упразднен, хотя по словам гида это случается и сейчас. В связи с этим у неваров был обычай символически отдавать девушек в жены дереву «бел» (из семейства цитрусовых), которое считается одним из воплощений бога Вишну. У женщины, вышедшей замуж за дерево «бел» после смерти мужа оставался еще один «супруг», бессмертный бог Вишну и она не шла на костер. Предметным воплощением дерева-супруга являлся плод бела, который женщина хранила как свою жизнь. Согласно религиозным постулатам в индуизм нельзя обратиться. Человек либо рождается индуистом, либо нет. После всего увиденного в это легко поверить.

Возвращаемся в Патан. Из 3-х крупнейших городов непальской долины Патан упоминается раньше всех. В непальских хрониках говорится, что король Вирадева, правивший в VII в., будто бы в день своей коронации повелел построить город по имени Лалитпатан («красивый город»), который вмещал бы 20000 жителей. До XIV в. Патан был столицей королевства. Следующей столицей становится Бхактапур, где поселяется король. Однако после раздела Непала на 3 равноправных княжества Патан вновь занимает столичное положение – вплоть до воцарения Притхвинараяна из династии Шах, перенесшего в XVIII в. столицу в Катманду. У Патана за века его истории было много названий, например, до сих пор популярно название – Лалитпур.

Обязательным атрибутом столичного города является королевский дворец с площадью перед ним (Дарбар Сквер), застроенной храмами. В Патане к королевскому дворцу сходятся главные улицы. Застройка площади, как и самого патанского дворца относится к XVII-XVIII вв. Неширокие улицы и переулки делят Патан на прямоугольники жилых кварталов, внутри которых располагаются храмы, дега разных типов, скульптуры. Все вместе они создают почти однородный массив красно-кирпичных домов, со сплошной линией фасадов, выходящих на улицы и закрывающих большие площади и маленькие дворики-колодцы домов отдельных семей. Традиционные городские непальские дома имеют обычно 3-4 этажа. На первом этаже, нежилом, находящемся вровень с мостовой, чаще всего располагаются торговые лавочки и мастерские. Они бывают открытыми в виде галерей и только на ночь их закрывают ставнями. Традиционные непальские окна не имеют стекол, есть только деревянные ставни, закрывающиеся изнутри.

Вечер опять провели в Катманду, пытаясь сориентироваться по схеме города из аэропорта. В гостиницу в Патане поехали на тук-туке. Показали водителю карточку отеля со схемкой на ней, он радостно закивал, поехали. Через некоторое время мы благополучно миновали указатель нашего отеля, при этом водила продолжал уверенно и бодро ехать дальше. Спустя еще минут 20, мы решили ему об этом сообщить, сначала он не реагировал, но потом все-таки остановился. Оказалось, что мы в центре Патана, там где начали путь несколько часов назад . Улицы хотя и имеют названия, знают об этом, пожалуй, только схемы и карты города, табличек с названиями нигде нет, непальцы тоже посылают в разные стороны (хотя такой национальности как непалец не существует, но на территории страны проживает около 80 народностей и определить кто есть кто не будучи этнографом невозможно).

Первый раз пробую индийскую и непальскую кухню. После прочтения всяких «памяток путешественнику» страшно, но со временем привыкла. Хотя зубы все таки старалась чистить кипяченой водой, когда не забывала. Теперь к кухне…Банановое ласси, всевозможные карри (овощное, куриное, грибное…), чай с масалой и имбирем (masala tea и dinger tea, чай готовиться с молоком и подается с сахаром). Масалу добавляют во многие блюда, например, в омлет. Это не какая-то отдельная специя, а смесь кориандра, корицы, кардамона, гвоздики, мускатного ореха и перца. Существует аналог пельменей – момо, бывают вареные и жареные. В дань уважения к вегетарианцам готовят и момо с овощной начинкой.

Используют в блюдах ростки молодого бамбука, например, в супе, достаточно оригинально. Хлеб обычно бывает только на завтрак, в виде тостов, в остальное время разнообразные хлебные лепешки – роти, чапати.

04.11. день третий

Первая вылазка за город – едем в Киртипур в 8 км к юго-западу от Катманду. Храм Дакшинкали. Существует следующая легенда. У Шивы была жена – прекрасная Сати. Отец Сати, Дакша, уже после того, как отдал Шиве в жены свою дочь, решил совершить большую церемонию жертвоприношений. Узнав об этом, Сати явилась в дом к отцу одна и без его приглашения. Разгневаннай Дакша обругал Шиву и выгнал дочь, которая в отчаянии бросилась в костер. Шива был безутешен.

Он носил на руках тело погибшей Сати и совсем не занимался делами Вселенной. Встревоженные боги решили его привести в чувство для чего поручили Вишну с помощью его дискообразного оружия – чакры раскромсать тело Сати на куски. Части падали на землю и превращались в камни, наделенные особой магической силой. Один камень упал здесь.

Елена

28.01.2003



Прочитайте еще про Отдых в Непале:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.