Пещерные города Крыма(июнь-июль 2002 г.). Часть 2. на kuda.ua

Пещерные города Крыма(июнь-июль 2002 г.). Часть 2.

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Украине > Пещерные города Крыма(июнь-июль 2002 г.). Часть 2.

Тут Командор решил проверить силу нашего духа и повёл вместо общепринятой дороги низом, мимо древнего кладбища, через верх, т.е. нам пришлось подняться вверх, поплутать там, некоторое время ушло на поиск пригодного спуска вниз и спуститься по достаточно крутому склону. Пообедав, ребята поднялись на Тепе-Кермен, я по некоторым причинам, к сожалению, остался внизу. Когда они вернулись, восторгам не было конца, говорят там очень интересно. У подножья есть великолепная стоянка, но есть и маленькая проблема – вода, её пришлось тащить на себе. Чтобы ободрить нас Командор сказал, что до стоянки осталось совсем немного (около 5 км.), но оказалась это только часть правды, приблизительно её половина. Мы как заправские диверсанты пробирались почти по дикому лесу, через колючую проволоку проникли на территорию заброшенной воинской части, мужественно боролись с ясенцом. Ясенец – страшное растение, от него на теле могут появиться очень неприятные волдыри, причём происходит это дня через три после контакта. Андрей убедился в злобных свойствах ясенца за несколько дней до похода. Затемно мы вышли к месту ночёвки, приготовили ужин и рухнули спать. После такого перехода (по нашим прикидкам около 25-30 км.) нам уже ничего не страшно, правда, весь следующий день ноги и плечи сильно болели. Утром выяснилось, что мы ночевали в живописном месте у ставка, это такой тип водоёма.

Далее мы двинулись через перевал в сторону села Малосодовое. От него мы поднялись в пещерный монастырь Челтер-Коба. По плану после обеда мы должны были сходить к Куле-Бурун, но сил не осталось. Монастырь представляет собой множество келий-ниш, вырубленных в скале, в одной из них я и провёл ночь. Ночью очень хорошо наблюдать, как перед тобой проходит луна, а утром любоваться зелёным склоном напротив, который освещает восходящее солнце. Несколько слов о Командоре. Он очень интересный мужик, много знает про историю Крыма, про звёзды на небе и про растения под ногами. Чтобы мы запомнили все названия, он их повторяет помногу раз на протяжении всего маршрута, это приносит свои плоды. На следующий день мы перешли к горе Мангуп-Кале, по пути видели природные сфинксы, искупались в озере, на дне которого как утверждается, затоплена церковь. Подъём на Мангуп занял около часа, спускаться с него вообще не хотелось, столько всего интересного находиться на его девяносто гектарной вершине.

Мангуп представляет собой четыре мыса, объединенных общим основанием, перемычки между мысами в древности были перегорожены стенами, чтобы враги не могли подняться наверх. Наверху есть два источника – мужской и женский, мимо второго все подниматься наверх. Летом на Мангупе подолгу живёт очень много народу, в основном – молодежь. Они занимаются собственными раскопками или просто бездельничают, любуясь великолепными видами, открывающимися со всех точек вершины. В результате мы вместо одной ночёвки наверху сделали две. Вторая должна была быть внизу у озера, но нам показалось, что там слишком много людей. Правда, ради второй мангупской ночёвки пришлось пожертвовать радиальным выходом к Эске-Кермен. Спустились мы в татарское село Хаджи-Сала, где испытали кайф от помывки в бане. Днём за нами приехал Андрей и отвёз на море в бухту Батилиман.

Часть II. Море

В бухте находится несколько баз отдыха и пионерский лагерь. Наша база называется «Подводник» и принадлежит ВМФ России. Вся обслуга на базе – моряки, а за главного – старший мичман Николай Александрович (когда я его впервые увидел, то подумал, что он не меньше полного адмирала). Поселили нас втроём в армейской палатке, внутри которой стоит четыре койки. Рядом с палаткой отгорожен маскировочной сеткой приличных размеров участок, на котором разместился стол с двумя скамейками, небольшой сад камней и тенистое персональное дерево. Вода на базе привозная, её экономят, но к этому быстро привыкаешь. Готовить нужно самим (продукты на первое время нам выдал Андрей) на печках, которые выстроены в два ряда на площадке вместе с мангалами. Дрова заготавливают моряки и выдают их по первой просьбе. Море и пляж очень чистые, пляж каждый вечер убирают. От палатки до моря полминуты ходу, это классно.

Но за всё приходиться платить. Чистое море и относительно небольшое количество людей – это маленькое количество магазинов и небольшой выбор вечерних развлечений. Мы брали на прокат маску с ластами, и я много времени проводил, плавая среди камней и большого количества крабов и рыб. Мы ходили на мыс Айя – оконечность нашей бухты, он представляет собой нагромождение больших камней, по которым трудно пробираться, но если их пройти, то попадёшь в «Затерянный мир». Жаль, что нам не хватило сил и терпения совершить это путешествие до конца. На третий день нас свозили на экскурсию в Севастополь, где мы посмотрели Панораму, Аквариум и посетили Херсонес. Один совет: будете в Херсонесе – не ходите на экскурсию, напрасная трата времени, лучше самостоятельно побольше погулять по древнегреческим развалинам. Впрочем, может всё дело в экскурсоводе.

Заключение.

Пришло время возвращаться домой в гордом одиночестве, Сергей и Наташа остались ещё походить по горам, но это совсем другая история. Несмотря на отсутствие билетов, в поезде были свободные места, но ехать всё равно было тяжело – очень душно. Впечатлений от такого отдыха масса, даже у людей которые неоднократно бывали в Крыме, а кто не был, то их ещё больше.