Художник, который всегда в тени на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Художник, который всегда в тени

KUDA.UA > Отдых > Отдых в России > Художник, который всегда в тени

Художник, который всегда в тени    На Западе давно уже известно, что именно “упаковка продает товар”. Ароматы и вкусы появляются, исчезают и вновь появляются. Для того чтобы их продать в жесткой конкурентной борьбе, нужна броская реклама. Но как передать запах или вкус в телевизионном ролике или на плакате?

   И тут появляется он, художник-дизайнер, который в образе упаковки (флакона, бутылки, банки, этикетки и т.п.) создает мощный инструмент для продвижения товара на рынке. Обычно на эту профессию возникает спрос, когда рынок настолько завален продуктами, что люди просто не успевают их потреблять. Поэтому нужно либо их сохранить, либо успеть продать, пока не испортились. А выбирать начинают уже что покрасивее. Вот это самое, “покрасивее”, и делает Дизайнер Тары и Упаковки. 

   Профессия эта сродни профессии каскадера. Мы думаем, что с крыши небоскреба прыгает кинозвезда, – на самом деле вместо него рискует собой каскадер.

   Примерно так и у дизайнера упаковки. Все помнят гордую надпись Calvin Klein на флаконе популярных духов Eternity, но мало кто знает, что придумал дизайн этого знаменитого флакона художник Пьер Динан. 

   Обеспечивая успех торговой марке, сами дизайнеры упаковки нередко остаются в тени, правда, в качестве компенсации получая запредельные гонорары от “брэндовладельцев”. Их имена известны только очень узкому кругу специалистов. Кто из широкой публики слышал о существовании дизайнеров парфюмерных флаконов Rene Lalique и Julien Viard, Pierre Dinand и Serge Mansau? А между тем они мэтры и настоящие кутюрье упаковки. Изделия Лалика и Виара уже перешли в категорию коллекционных ценностей и продаются с аукционов за баснословные деньги. 

В первой пятерке “горячей десятки”

   Хорошая упаковка – залог коммерческого успеха товара на рынке. Поэтому на российском рынке рабочей силы вполне закономерно возник спрос на особую специализацию дизайнеров – дизайнеров упаковки. Сейчас это одна из самых востребованных творческих профессий. Удалось бы торговой марке “Коркунов” всего за несколько лет встать рядом с такими гигантами, как “Красный Октябрь” или “Россия”, если бы не оригинальный дизайн упаковки? Вряд ли. 

   Между прочим, согласно статистике кадровиков и рекрутеров всех мастей, профессия дизайнера стоит на пятом месте “горячей десятки” по востребованности на рынке труда. Количество запросов на профессиональных дизайнеров превышает 1300 в месяц.

Свободное искусство в заданных рамках

   А какова она, работа дизайнера? В среде специалистов говорят, что “дизайн – это творческий акт, имеющий очень жесткие рамки”. Рамки ограничиваются технологиями, физическими свойствами материала и пожеланиями заказчика. 

   Еще в процессе обучения студенту даются общие сведения о технологии изготовления упаковки и знакомят с возможностями использования различных материалов. Например, в Полиграфической академии, студентов обучают, как раскроенная упаковка может поместиться на лист картона определенного размера и как при этом ведет себя материал, сколько получается отходов и т.д. Это тот минимум знаний, который необходим дизайнеру, – ведь от грамотного технологического решения напрямую зависит конкурентоспособность будущего изделия. 

   Дизайнер работает над уже заданной формой, самостоятельно изыскивая возможности ее декорирования. Иначе говоря, наносит некую графику на готовый чертеж. Однако нередко, получив заказ на графическое оформление, дизайнер вдруг осознает необходимость изменить саму форму. Ведь главная его задача – достичь гармонии, добиться, чтобы характер упаковки органично соответствовал ее содержимому.

   Когда дизайнер работает на производстве, ему приходится очень плотно сотрудничать с технологом. Это превращается в творческую и одновременно командную деятельность.

   Если же дизайнер трудится в независимом бюро, схема несколько иная. Заказчик, или, как его принято называть, клиент, сам определяет, что бы он хотел получить на выходе, и описывает свою идею. Дизайнер разрабатывает конструкцию и графическое оформление, которую затем проверяет маркетинговый отдел на соответствие чаяниям предполагаемых потребителей. И, наконец, идея превращается в образец продукта, который уже можно будет показать заказчику. 

   И только потом наступает стадия технологического промышленного производства всех этих баночек, бутылочек, коробочек, ящичков. 

Как стать дизайнером упаковки?

   Честно говоря, я и не предполагал, сколько проблем встает на пути молодого дарования, избравшего себе этот путь. Думал: открываешь “Справочник для поступающих в вузы” и выбираешь себе подходящее учебное заведение. Но все оказалось не так просто – единой программы, заявленной на подготовку специалиста в области конструирования и графического оформления упаковки, до сих пор нет. Хотя в середине 60-х в Строгановке существовало отделение “Промышленная графика и упаковка”.

   “В то время студентам на первом курсе читались такие предметы, как “Основы конструирования”, а на втором – “Создание этикеток”, “Оформление тарных коробок”, – рассказывает декан факультета графического дизайна Московского института современного искусства, дизайнер Елена Чуканова. – Одни темы дипломов чего стоили! “Комплекс упаковки для Гжели, графика и фирменный стиль предприятия”. 

   Потом конкурс на эту специальность упал, туда стали “отправлять в ссылку” тех, кто плохо успевал на отделениях более престижных специальностей. Формально специальность просуществовала в системе образования до 1992 года, потом эту кафедру закрыли, название заменили на “Графический дизайн”, где от дизайна упаковки остался лишь краткий курс вроде факультатива.

   Все резко изменилось за последние пять лет. Мы с радостью наблюдаем возрождение упаковочной промышленности как самостоятельной единицы со своим оборудованием, производством и общим переориентированием рынка. Начинает расти спрос и на дизайнеров упаковки, и на технологов. Предприятия всей страны присылают на выпускников заявки. Однако наша система образования, как вообще машина достаточно неповоротливая, не успевает за жизнью. 

   Судите сами, на реальном рынке профессий специальность “Дизайнер-упаковщик” и существует, и работает, и на рынке востребована, а в системе образования – увы, отсутствует”.

   Разумеется, сами вузы на месте не стоят и живо откликаются на требования рынка. И в “Строгановке”, и в “Полиграфе”, и в Институте современного дизайна, и в “Мухе” педагоги-энтузиасты создали и ведут отдельные курсы по дизайну упаковки. Ежегодно проводимые конкурсы студенческих работ показывают, что все только начинается. Рынок возьмет свое, поскольку совершенно не заполнен. 

Где и как учат 

   Конечно, специалист узкого профиля может быть “взращен” изнутри дизайнерской профессии. Этим довольно успешно занимаются на практике такие мощные дизайнерские бюро, как “Има-Дизайн” или “Линия-График”. Они берут тех же “строгачей” или “полиграфов” и постепенно доводят их “до ума” на реальных заказах. Но Елена Чуканова считает, что “базовое дизайнерское образование просто необходимо, даже для такой узкой специализации”. Вопрос, чему учить.

   Дизайнер Ирина Овчарова, три года назад набравшая первый курс на специальность “Дизайн промышленной графики и упаковки” в Московском государственном университете сервиса, считает, что вопрос специализации – это всего лишь 20% от общего времени обучения. Художник должен мыслить широко!

   “Сейчас, на третьем курсе, – рассказывает Ирина, – мы пока только осваиваем принципы упаковки, а 80% учебного времени посвящаем освоению технологии проектирования вообще. Именно это я считаю важным. Когда мы освоим направления, стили, тогда сможем выйти и на упаковку, и на рекламный плакат, и на журнальную графику, и на фирменный стиль. Ведь методы создания упаковки универсальны. Самое главное в работе дизайнера – это адекватность формы и содержания. Профессионал отличается от дилетанта тем, что он осознает то, как именно он выполняет заказ. Мой преподаватель говорил, что графический дизайн – это набор стандартных приемов, этакая палитра стилей.

   Наша цель – не научить студентов делать отдельно этикетку, отдельно упаковку, а научить их делать настоящий дизайн, учитывая комплекс задач, стоящих перед ним. Будущий дизайнер должен выдавать адекватное решение независимо от стоящей перед ним задачи. Задачи меняются, адекватность остается. 

   В прошлом семестре мы осваивали классические стили. В следующем семестре будет арт-декор, конструктивизм и только потом – новая волна. Мы на базе стилей изучаем всю технологию проектирования. А изучив, мы возьмем разные типы содержания продуктов и начнем применять эти стили к их оформлению”.

   Словом, владеешь палитрой стилей – справишься с любой задачей. Но все-таки дизайн – это искусство. И дизайн упаковки тоже. Можно ли научить искусству? Елена Чуканова считает, что нет. Можно лишь развить уже имеющиеся дарования. Выявление творческих способностей – вообще проблема сложная. Обычно такие люди уже чем-то выделяются из окружающих, и это заметно. 

   “Я, например, говорю своим студентам, что основное качество художника-дизайнера – это коммуникабельность, – продолжает Чуканова, – способность не теряться ни в какой обстановке, даже если очень сильно волнуешься. Ведь если ты захвачен определенной идеей, то уже иначе смотришь на мир. 

   Если претендент проходит “тестирование на адекватность”, мы его берем, даже если с академической точки зрения он слабоват. Это один тип. 

   Другой – это закрытые ребята, которые внутренне тихо вибрируют, трясутся, и ты понимаешь в какой-то момент, что такому просто надо позволить себя раскрыть. Ему на это нужно время, чтобы обрести уверенность в себе. А еще встречаются такие, что вообще ничего не умеют; они и дурно воспитаны, и плохо общаются. Однако настолько увлечены, что и тебя пытаются убедить: ты здесь, сидя на месте, ничего не понимаешь, а я об этом все уже давно знаю. Они агрессивны, чувствуют в каждом вопросе подвох, болезненно самолюбивы. Это – самая трудная категория. Но мы берем и таких. 

   После первого курса студент и сам поймет, хочет Лион этим заниматься. Ну, а если откровенно, то только после двух курсов можно точно сказать, сможет ли этот человек вообще быть художником. Может быть, ему достаточно закончить бакалавриат, то есть уйти после третьего курса. Втуне это не пропадет. Любая дизайнерская специализация, будь то дизайн мебели, дизайн архитектурный, дизайн моды или дизайн упаковки, это совокупность практики и мышления. Дано или не дано. Как говорят художники, рисовать научить можно и медведя, а вот научить мыслить оригинально – невозможно. Поэтому профессией это можно назвать лишь условно. Она не массовая. Нельзя “выучить на художника” или на дизайнера. Хотя дать какие-то технические навыки, конечно, можно, но не факт, что это станет его профессией”.

   Проблема взаимоотношения “ремесленника” и “гения” гораздо старше, чем трагедия Моцарта и Сальери. Посредственностей много, а вот Оскаров Нимейеров, Филиппов Старков, Джорджи Армани и Борисов Красновых во всем мире – раз и обчелся! К тому же весьма сомнительно, что им однажды просто-напросто повезло “родиться с серебряной ложкой во рту”, а на Олимп они вплыли автоматически. За всем этим стоит их ежедневный и титанический труд, помноженный на базовое художественное образование и… талант, разумеется. Так что если вы талантливы – дерзайте! Незанятых мест в компании небожителей, как обычно, не так много, но они пока есть…

Школы с собственными традициями и “никами”

   Московское высшее художественно-промышленное училище им. Строганова – “Строгановка” 

Московская полиграфическая академия – “Полиграф” 

Санкт-Петербургская государственная художественно-промышленная академия – “Муха” 

Школы помоложе и пока без “ников”, но профессию тоже дают:

Московский государственный университет сервиса 

Московская международная школа дизайна 

Институт современного искусства 

Московский университет дизайна и технологий 

Санкт-Петербургский государственный университет технологии и дизайна 

“Заводные апельсины” под боком у чекистов

    Самая молодая поросль современных российских упаковщиков водится в Музее упаковки, в здании Политехнического музея. Там уже шестой год подряд в Культурно-просветительском центре дизайна упаковки, созданном при музее, проводится некоммерческий студенческий конкурс. Студенты сами разработали фирменный стиль конкурса и назвали его “Заводной апельсин”. 

Журнал “Обучение за рубежом”

№9 2002



Прочитайте еще про Отдых в России:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.