Пешком по Праге. Часть 3. на kuda.ua

Пешком по Праге. Часть 3.

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Чехии > Пешком по Праге. Часть 3.

Вернулись на Староместскую площадь, без сил от жары, все еще ругаясь из-за «Реквиема». Надо бы отдохнуть. На выбор была часовая прогулка на паровозике за двести крон или двадцатиминутная – на лошадиной упряжке за шестьсот. Разница, однако! Но лошади – это так экзотично! Поравнявшись с лошадками, мы дружно развернулись и помчались к паровозику – уж так эта «экзотика» дурно пахла! Экскурсия на паровозике проходила через Старо Место, затем Еврейский квартал, оттуда по мосту паровозик переезжал в Градчаны, из Градчан спускался в Малу Страну, и должен был вернуться в итоге обратно на Староместскую площадь. Экскурсия велась, как водится, на английском, немецком и итальянском.

Тронулись. Мы попивали пиво из бутылок, попутно стараясь понять английский фразы. И вот, уже в Градчанах, проезжая мимо Страговского монастыря, мы не сговариваясь, выпрыгнули из транспортного средства, едва оно сбавило скорость возле светофора. Проезжать мимо отеля и не выскочить было выше наших сил! Дороговато получилось путешествие, но ладно. Вечером лазили по малостранским сувенирным лавкам, восторгались стеклодувным мастерством – ну, какая женщина может спокойно пройти мимо изящных бокалов из богемского стекла? Потом долго и придирчиво выбирали ресторан для ужина, хотя, по-моему, любое место оказалось бы выше всяких похвал.

Не знаю, как Старо Место – там всегда многолюдно, но в Градчанах и Малостране в полночь жизнь замирает. Уже в одиннадцать вечера в ресторане предупреждают, что скоро закрываются. Меня это удивило: казалось, Прага – город бессонных ночей, богемных тусовок и гуляющих влюбленных парочек. Посему около полуночи делать на улице было нечего, и приходилось возвращаться в отель, хотя за день мы так уставали, что засыпали крепко и быстро. Утром, прослушав в семь дежурный колокольный перезвон из монастыря, мы спокойно засыпали снова.

Оставались неизведанными Нове Место и Вышеград. Мы везде бродили по путеводителю, в котором какой-то умный и гуманный человек подсказал: этот маршрут лучше начинать с Вышеграда. Так мы и поступили, благословив позже сей мудрый совет, – туда добрались на метро. Вышеград – это совсем отдельный городок, он расположен на холме, самый «молодой» из упомянутых выше старинных районов Праги, здания там не прижимаются друг к другу, зелень повсюду, а не только в садах и парках. Встретила нас симпатичная часовня святого Мартина. Дальше по улице мы дошли до католического кладбища, которое вызвало неодолимое желание побродить там, в тишине, не торопясь, отдав дань усопшим и своему любопытству. Я обнаружила неприметную скромную могилу Чапека, припомнив, как смеялась над «Войной с саламандрами». Там хоронили, по-видимому, века с 19, знаменитых людей и членов богатых и знатных семейств. Где-то есть могила композитора Сметаны (ударение на первом слоге для непосвященных), но мы ее не нашли.

Выйдя из кладбищенских ворот с другой стороны, опять застыли в почтительном изумлении: слева высилась громада готического собора Петра и Павла. Мы гуляли по кладбищу и не понимали, что ограничивающая его высоченная стена принадлежит знаменитому собору. Прямо напротив входа метрах в ста пятидесяти кощунственно расположились ресторанчик и кафе, где мы выпили пива, дожидаясь, когда начнется час посещения храма. В Вышеграде нет парков – Вышеград весь представляет собой сплошной парк на холме, с собором, крепостной стеной, кладбищем, домами. Там ветрено, зелено, тенисто и прохладно. Спустившись с холма, мы ступили на территорию под названием Нове Место и сразу ощутили разительный контраст – солнечное пекло и ни малейшего движения воздуха.

Мы планировали пройти сквозь Нове Место до Стара Места, а оттуда через Карлов мост – до дома. Но это оказалось не под силу, несмотря на то, что мы спустились с холма, а не шли в гору. У нас было несколько намеченных ориентиров: Костел Святого Яна Непомуцкого (национальный чешский герой, по популярности я бы сравнила его с Иваном Сусаниным у русских, или с Джордано Бруно у итальянцев) был закрыт, монастырь напротив – тоже. Ботанический сад оказался небольших размеров, но порадовал глаз красотой, а тело прохладой. Затем мы долго топали в поисках дома Фауста – якобы в этом доме и жил Фауст, который продал душу дьяволу. Нам было известно, что там проживали поочередно два алхимика (прототипы?), а сейчас в доме аптека.

И мы прошли мимо дома № 40 ярко-розового цвета, я взглянула на него и отметила про себя красоту архитектуры, даже решила сфотографировать, увидела стандартную зеленую аптечную змею на рюмке, но мы так хотели побыстрее найти дом Фауста… Идиотки, карту надо было читать тщательнее, через полчаса поняли ошибку, пришлось возвращаться – и мы уткнулись носом прямо в розовый дом № 40, который я проигнорировала. На церковь Кирилла и Мефодия мы посмотрели лишь снаружи, последний рывок предприняв на поиски Танцующего дома.

Он находится на набережной Влтавы, между Нове Местом и Старо Местом. Описать его не берусь, скажу только, что при взгляде на него сразу понимаешь – дом танцует. Это современное здание из стекла и бетона такой необычной конструкции, что сказать про него «здание» – протокольно и сухо. Это произведение искусства. Я не поклонница современного авангарда, но это здание вызвало мое восхищение своей необычностью, легкостью, оригинальностью. Оно поднимает настроение. Читала, что архитектор-американец хотел изобразить знаменитую танцевальную пару Джинджер и Фред. Кто-то скажет, что оно не вписывается в окружающий пейзаж, я так не считаю.

Ух, пока пробирались по району Старо Место, мимо Народного Театра, моя подруга так ослабла, что уговорилась на «Реквием». За это я должна была поплатиться завтрашней поездкой в Пражский зоопарк. рџ™‚ Мы купили билеты на Староместской площади, у нас было два часа, чтобы смыть с себя пыль, грязь, пот, переодеться, привести в порядок, набраться сил… Поэтому решили раскошелиться на такси. На мой вопрос «сколько будет до Страговского монастыря?» (десять минут езды максимум) наглый таксист ответил на ломаном русском: «Тысяця». Нас еще хозяйка предупреждала, что таксисты любят дурить иностранцев. Подруга, не расслышав, переспросила: «Сколько-сколько?» На что таксист, видимо, решив, что мы возмущаемся (а до этого пока не дошло), быстро ответил: «Триста». Триста крон тоже было слишком жирно, но мы не могли даже торговаться от усталости.

Прохладный душ освежил, к восьми мы были на месте, добравшись до здания Концертного здания имени Сметаны на метро. Оно находится за Тынским собором в Старо Месте. Я не фанатка и не большой знаток классической музыки, просто люблю некоторые произведения, и «Реквием» в том числе. Не вижу смысла описывать концерт, скажу только, что живая музыка чешских исполнителей впечатлила не меньше записи оркестра под управлением Герберта фон Карояна и певцов с мировыми именами. И еще один плюс подруги – муж, вероятнее всего, не пошел бы со мной ни под каким соусом.

«Жертва» подруги оказалась напрасной – утро следующего дня нас встретило серым небом и нудным дождем. Зоопарк отменился. Мы опять погуляли по Пражскому Граду, не попав в Собор Святого Витта (об этом я писала выше). Зато на Златой Улочке было относительно свободно. Удивили низкие потолки двухэтажных, будто кукольных, домиков: я едва не упиралась головой в потолок, а я небольшого роста. Когда-то здесь творили алхимики, затем – мастеровой люд, сейчас в домах сувенирные лавки. Чтобы войти в лавчонку, приходится низко сгибаться. На выходе с улочки стоит каменная сторожевая башня Далиборка. Внутри сыро, узкие бойницы, голые, будто тюремные стены, антураж как во времена рыцарей. За бойницами шумят вековые деревья. В дождливую погоду впечатление, что попал в пятнадцатый век, усиливается.

В маленьком дворике возле башни стоит странная, кажется, бронзовая, скульптура: голый мужчина, раскорячившись в унизительной позе на локтях и коленях, держит на спине огромный череп. Я так и не въехала, что же это должно символизировать, и за каким лешим это чудо современного искусства должно портить старинный пейзаж. Кстати, это не единственный образчик модернизма, внедренный внутрь крепостной стены: в одном из двориков Пражского града есть… музей игрушек. В центре красуется статуя (может, вовсе и не современная) худощавого отрока в натуральную величину, возле которой игривые туристки с хихиканьем и удовольствием фотографируются, непременно картинно ухватившись за причинное место бедного неискушенного юноши. В этом слабое место индивидуальных походов по достопримечательностям: не обо всем написано в путеводителях, а спросить не у кого.

Мы еще погуляли под дождем по любимым местам до Староместской площади, ударили по сувенирам, вернулись собрать чемоданы, а вечером с удовольствием поужинали – когда еще получится так дешево и так вкусно?

Улетали мы рано утром. Накануне я опрометчиво пошутила насчет запаха склепа и призраков, которые непременно должны обитать в таком старом доме. Впечатлительную подругу всю ночь мучили кошмары, она часто просыпалась, бормотала во сне, чем будила и меня. Похоже, она рада была убраться из гостиницы. :-)За окнами стояла стена дождя. Романтически настроенная барышня наверняка написала бы что-нибудь типа: «Прага провожала нас слезами…» Но мы люди прагматичные, мы считали удачей три дня замечательной погоды, нам все понравилось, хотя за четверо суток мы увидели очень мало, а дома ждали друзья, семьи, дела – наша жизнь там. Но я поставила мысленную галочку – приехать еще раз. Желательно с мужчиной.