У роки Талейрана  на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

У роки Талейрана 

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Эквадоре > У роки Талейрана 

“Коньяк, мой друг, надо ласкать взором”. – ” А потом?” – “Потом его вдыхают”. – “А потом?” – “Его благоговейно ставят на стол, не пригубив”. – “И?..” – “И долго о нем говорят”… Знаменитый диалог Шарля Талейрана и Жозефа Фуше не раз описан в мемуарах и романах. Урок хорошего тона, который преподал выдающийся дипломат рубежа XVIII-XIX веков могущественному министру полиции, с годами не утратил актуальности. Коньяк – напиток, который нельзя пить. Им нужно наслаждаться. 

    Об этом еще раз напомнил мне визит в “Хеннесси” – самый крупный Коньячный дом. Добавил бы – Франции, да уточнения ни к чему. 

    “Мужественный и галантный” – такую “служебную характеристику” получил молодой ирландский офицер Ричард Хеннесси, находившийся на службе французского короля Людовика XV. “Мужественный и галантный” – те же эпитеты обращены и к коньяку фирмы, которую Ричард основал в 1765 году, выйдя в отставку после ранения в сражении под Фонтенуа. Восемь поколений семьи Хеннесси сменились за эти годы. Но остались прежними известковые почвы в долине реки Шаранта, придирчивость в отборе коньячных спиртов и тщательность их хранения, неизменное внимание к искусству ассамбляжа – так профессионалы называют соединение различных коньячных спиртов в уникальный конечный продукт. Более того, даже сама нынешняя штаб-квартира “Хеннесси” на берегу Шаранты в Коньяке находится на том же месте, где некогда открыл свою негоциантскую компанию Ричард. 

    Коньяк – только во Франции, только в департаменте Шаранта, вокруг города Коньяк. В других странах напитки могут быть лучше или хуже, но они не могут называться коньяками. Более 90 процентов продукции “Хеннесси” идет на экспорт. Это 32 процента мирового рынка коньяка: каждая третья бутылка коньяка, продаваемая в мире, украшена эмблемой дома “Хеннесси” – вооруженной рукой с боевым топором. Этот символ, говорят, украшал еще родовой герб славного ирландского офицера. У “Хеннесси” есть все, чтобы делать коньяк: виноградники (600 гектаров), дистиллирующие линии (27), хранилища коньячных спиртов, линии ассамбляжа, собственная бочарня и даже собственные дубовые рощи. Конечно, 600 гектаров виноградников явно недостаточно для гигантских потребностей фирмы. Но это общая черта всех крупных коньячных домов: на собственных виноградниках отрабатываются новые технологии, а необходимый виноград приобретается на стороне. 

    – Наши виноградники дают нам лишь три процента требуемого винограда, – пояснил Жан-Мари Пестьо, возглавляющий дирекцию международных связей “Хеннесси” и по долгу службы ставший моим гидом по знаменитому дому. – Остальное мы закупаем у мелких производителей. Их около 2200. Взамен требуем неукоснительного соблюдения выдвинутых нами критериев качества. Виноград для “Хеннесси”, как и для других крупных Коньячных домов – “Курвуазье”, “Реми Мартен”, “Мартель” – поступает исключительно с четырех лучших “крю” (классифицированных территорий) региона: “гран- Шампань “, “пети- Шампань “, “бордери”, “фен-буа”. Причем основная доля падает на первые два, отличающиеся поразительной способностью к вызреванию и изысканными ароматами. Они и название получили благодаря своей схожести с почвами знаменитой Шампани. 

    Одно из последних технологических новшеств современных Коньячных домов – мембранные прессы для получения подлежащего ферментации виноградного сока. В отличие традиционных, винтовых, которые более жестко “обходятся” с ягодами, мембранные прессы действуют по принципу автомобильных страховочных воздушных подушек. Они более “нежны” и их легче регулировать. Ферментация же происходит в традиционных для коньяка цементных чанах. А затем – в зимние месяцы, под Новый год , – полученное вино дважды пропускается через перегонные аппараты – медные аламбики для приготовления коньячных спиртов. 

    Великого коньяка не бывает без великих резервов коньячных спиртов: чем больше возможности “тасовать” спирты, тем выше качество конечного продукта, тем шире ассортимент. За два с половиной столетия в хранилищах “Хеннесси” скопились несметные сокровища – около 4400 коньячных спиртов разных лет и разных хозяйств. Это 220 тысяч бочек, почти пятигодовой запас. 

    – Это, конечно, противоречит всем учебникам маркетинга, которые учат нас работать без складских помещений, – улыбается Жан-Мари. – Но производство коньяка – то самое исключение, которое подтверждает правило. Без огромных резервов не будет высокого качества: надо иметь широкие возможности маневра для сбора различных коньячных спиртов. 

    Ежегодно около 2-3 процентов спиртового объема бочек испаряется: здесь эти потери называют “долей ангелов”. Винные пары, улетучиваясь сквозь поры в бочках, пропитывают крыши хранилищ: по темным крышам легко издали распознать складские помещения. Хранение коньяков отличается от хранения вин. В Коньяке нет таких глубоких подвалов, как, например, в Бордо или Шампани, где поддерживается постоянная температура около 13-15 градусов. Напротив, некоторый перепад температур даже полезен для коньячных спиртов. Летом, когда коньяк разогревается до 22-23 градусов, он увеличивается в объеме и активно проникает в древесину бочек. Зимой, напротив, температура может опускаться до 8-10 градусов, и дуб “возвращает” влагу. Так и происходит непрерывное взаимодействие между дубовыми бочками и коньячным спиртом. 

    Коньяк дышит, он – живой. Все бочки с коньячными спиртами распределены по хранилищам. Над каждым рядом – точные указания: возраст, местность, производитель. Это ни в коем случае не музей: каждый год управляющий подвалами проверяет, как идет эволюция коньяков. Из каждой бочки берется проба, отправляется на дегустацию и анализ. Управляющий решает, что надо делать с содержимым каждой бочки: то ли перелить в новые или, наоборот, более старые бочки, то ли перевести в иное, более, к примеру, влажное, хранилище. То ли вообще отправить в “Главный резерв”, откуда берутся спирты для производства самых дорогих коньяков. В “Главном резерве” за каждой бочкой (они здесь, кстати, двойные – не 250, а 470 литров) – своя история. Достаточно прочитать обозначенные на них годы: 1800, 1830, 1848… Жан-Мари Пестьо зачерпнул из бочки коньячный спирт 1900 года. Заложенный столетие назад, он оказался на редкость живым и энергичным. Однако в отличие от минувшего века отличался бархатистостью и мягкостью. 

    Замечу к слову, что название коньяка может сказать лишь о принадлежности его к тому или иному коньячному дому, марке. Однако в гамме у того же “Хеннесси” разница в цене между самым дорогим коньяком и самым дешевым может достигать нескольких десятков раз. А потому считаю полезным провести небольшой “коньячный ликбез”, который, кстати, я прошел в “Хеннесси”. Впервые классификацию коньяков задумал в 1865 году тогдашний владелец фирмы Морис Хеннесси. В качестве обозначения он выбрал звездочки, ставшие с тех пор знаменитыми. Тогда родился “трехзвездочный коньяк”. Или V.S. – Very Special. У “Хеннесси” он изготовляется из 40 молодых, энергичных коньячных спиртов с четырех лучших “крю”. Он отличается мощным ароматом, где доминируют дубовые нотки с легкими ореховыми оттенками, маслянистым цветочным вкусом с нотками красных ягод, стойкими ванильными нюансами. 

    7 октября 1817 года будущий английский король Георг IV заказал у “Хеннесси” “отличный старый бледный коньяк” – “A Very Superior Old Pale”, сокращенно – V.S.O.P. Несколько раз этим сокращением пользовались для отправки коньяков в Англию. К концу XIX века оно стало общеупотребительным. V.S.O.P. – это сбор 60 отборных коньячных спиртов с тех же четырех лучших “крю”. Они долго старятся в бочках, в значительной степени уже утративших свои дубильные компоненты. V.S.O.P. присущ деликатный запах с чуть заметными дубовыми, слегка перчеными нотками, нюансами гвоздики и корицы. Гармоничный, изысканный вкус с медовыми оттенками и благородным привкусом солодки, говорят специалисты. В 1870 году Морис Хеннесси впервые изготовил для близких друзей X.O. – “Extra Old”, сочетающий особо выдержанные коньячные спирты, которые он почерпнул в собственных резервах. X.O. создается на основе сбора не менее ста коньячных спиртов, естественно, из тех же четырех “крю”. Некоторые из них рождены в начале века. Этот теплый и благородный коньяк темно-янтарного цвета обладает интенсивными пряными ароматами дуба, спелых ягод, старой кожи и легкими цветочными оттенками. Доминируют в нем мощные, стойкие компоненты пряностей и перца, кожи, что свидетельствует о долгой выдержке. 

    В некоторых Коньячных домах используется классификация “Наполеон”. Это не марка коньяка. Это показатель его возраста, и он имеет отношение не к великому корсиканцу, а к его внучатому племяннику Наполеону III. Дело в том, что в конце прошлого века виноградники стали жертвой филоксеры, которая уничтожила почти всю лозу. Плантации пришлось высаживать заново. Несколько лет винограда практически не было. Завсегдатаи в барах просили коньяк “дофилоксерного периода”, а это как раз и выпадало на времена Наполеона III. А потом стали просто заказывать – “коньяк Наполеон”. По выдержке и качеству он находится где-то между V.S.O.P. и XO. 

    Есть еще и элитные коньяки, имеющие в каждом Коньячном доме свое название. Они создаются на основе бесценных резервов порой из нескольких сотен отборных спиртов с лучших почв. Так, “Paradis” завораживает огненным цветом, вспыхивает фейерверком ароматов пряностей, пчелиного воска и фруктов. Совершенная гармония вкуса, маслянистость, удивительная стойкость, тонкость и деликатность, легкое присутствие того, что специалисты называют “церковной скамьей” – признак благородной выдержанности. В “Главном резерве” “Хеннесси” особенно ощущается преемственность традиций именитого дома. Они поддерживаются не только восемью поколениями семьи владельцев, но и семью поколениями династии управляющих – Фийу. 

    – Это как в музыке, – сказал нынешний владелец “Хеннесси” – Морис. – Вот в средние века была большая семья Бахов, едва ли не все выходцы из которой были чрезвычайно талантливы к музыке. Так и Фийу. Те коньячные спирты, которыми оперирует сейчас Йанн Фийу, были заложены еще его прапрадедами. А он, в свою очередь, закладывает сейчас на хранение спирты, из которых будут делать отменный “Хеннесси” его правнуки. 

    Последним элитарным творением мэтра Йанна Фийу стал коньяк “Richard Hennessy”. Для его изготовления используются исключительно коньячные спирты XIX века. Богатейший букет постепенно высвобождающихся ароматов и вкусовых оттенков выстраивается в подлинную симфонию, где свои “партии” играют ваниль, перец, специи, подвядшие цветы, сухофрукты. У самого Мориса Хеннесси два пристрастия – коньяк и русская культура. Пушкин, Толстой, Достоевский, Чайковский, Мусоргский, Шостакович… Во время нашей беседы он не уставал расточать комплименты России. 

    – У нас особые связи с Россией, – говорит он, наливая в пузатые бокалы на низкой ножке несколько капель “Ричарда Хеннесси” – самого элитного продукта фирмы. – Мы продаем России свой коньяк уже более полутораста лет. В нашем хранилище есть бутылки, которые мы поставляли к императорскому двору. У них были даже этикетки на кириллице. А если я еще вам скажу, что одна из моих прабабок была урожденной Геккерен-Дантес… Русские эмоционально очень близки французам, они традиционно имеют чутье, особый художественный вкус, талант к качественным вещам, к продуктам-люкс, тягу к прекрасному. Это, знаете, как абсолютный слух в музыке… Морис не согласен, что коньяк выходит из моды. 

    – Это – классика! – восклицает он. – Да, Мусоргского, к примеру, сегодня, возможно, слушают меньше, чем рок-музыку, но ведь человечество воспитано на классике, это фундамент цивилизации. Так и коньяк. Конечно, в последние десятилетия он уступил свои позиции виски, бренди, более легким и дешевым в изготовлении. Поэтому Союз производителей коньяка стремится вернуть этому напитку его незаслуженно забытые атрибуты. Как сухим преподаванием можно отбить охоту к классической литературе, так и неумение дать молодежи истинное представление о коньяке, может негативно отразиться на его потреблении. 

    Мало кто знает, что в XVII-XVIII веках коньяк пили разбавленным водой, содовой – об этом, кстати, сказано и в художественной литературе. Коньяк и создавался как продукт, который надо разбавлять – так легче было перевозить его по морю, после перегонки он занимал меньше места, чем обычное вино. Вот и предлагают сегодня в каждом кафе Шаранты коньяк со льдом, в коктейлях, с тоником, как аперитив. Это очень вкусно. Но не будем забывать уроки Талейрана. 

Журнал “ЭХО Планеты”

№1 2002



Прочитайте еще про Отдых в Эквадоре:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.