Средняя Далмация и не только. Часть 3. на kuda.ua

Средняя Далмация и не только. Часть 3.

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Хорватии > Средняя Далмация и не только. Часть 3.

Шли мы, не спеша по одному из маршрутов, выбранному для нас гидом. Успели заснять водопады и озёра и проплыть по большому озеру на кораблике. Игорь, тактичный человек, нас не торопил, хотя времени мы затратили больше, чем многочисленные группы туристов, приезжающие сюда на автобусах. Многие люди приезжают на несколько дней в гостиницы, находящиеся недалеко от заповедника и ходят разными маршрутами, счастливые.

После экскурсии мы ели вкусную форель (пастрва по-хорватски), даже приправленную специями, что для Хорватии редкость, в одном из ресторанов неподалёку от заповедника. Возвратились в полной тьме, нашему гиду-водителю давно уже надо было поставить машину в гараж и быть дома. В ночи он развёз нас по отелям, находящимся на приличном расстоянии друг от друга. Пользуясь случаем, мне хотелось бы ещё раз поблагодарить Игоря за добросовестное отношение к своей работе.

Сплит

В Сплит мы выбрались только на второй неделе отдыха. Из Брелы неудобно добираться, приходится ехать сначала в Макарску на маршрутке, а затем на первом подвернувшемся на автовокзале автобусе до Сплита (60 км). Из отеля Марина можно подняться вверх на шоссе и голосовать на автобусной остановке, но боюсь, это выйдет не быстрее.

Я люблю далматинские города, но, на мой взгляд, Сплит проигрывает многим из них. Конечно, я сужу с точки зрения туриста. Возможно, в большом современном городе с развитой промышленностью жить лучше, чем в тихом провинциальном Дубровнике. Но мне ближе Дубровник , гармоничный город. Здесь же, в Сплите стремление выжать как можно больше денег из развалин древностей (потому что здесь ходят туристы) переходит все границы.

Начнём с Морских ворот Диоклетианова дворца (III-IV в.н.э.). С набережной их трудно разглядеть за лотками с сувенирами и пляжным барахлом. В подвалах (нижний этаж покоев Диоклетиана) опять же из-за торговли сувенирами сложно увидеть «конструкцию основания нижнего этажа, которая служила для нивелирования всего дворца». Верхний этаж не сохранился. Перистиль (внутренний прямоугольный зал под открытым небом с коринфскими колоннами) был поделен потомками Диоклетиана на две части: одну половину занимали металлические конструкции сцены для мюзикла «Метро», другую кафе «Луксор» с зонтиками от солнца, закрывающими всё свободное пространство. Купила книжку с хорошими фотографиями дворца, чтобы посмотреть, как выглядит Перистиль целиком.

Сплитский кафедральный собор Святого Дуе заслуживает большего внимания. Построен он на месте мавзолея императора Диоклетиана, фризы и купол сохранились с диоклетиановых времён, остальное более поздних эпох. Дверные створки и скамьи на хорах – XIII в., позднероманская каменная кафедра – XIII-XIV в.в., алтари: Святого Дуе (работа Бонино из Милана) и Святого Сташа (автор – Юрай Далматинац) – XVв., Северный алтарь Святого Дуе – XVIII в. Собор открыт для посещения с 9 до12 и с 17 до 20 часов. Я успела нырнуть туда за 15 минут до закрытия на обед и даже попала в ризницу. В ней хранится древняя литургическая утварь и книги, среди них сплитское Евангелие VII – VIII веков, а также ковчеги с мощами святых. Я никогда раньше не видела таких отделанных серебром стеклянных, прозрачных ковчегов. В них в растворе лежали человеческие кости. Собор закрылся, открылась колокольня, не влезть на неё мы просто не могли.

Спустившись с колокольни, мы вышли из Диоклетианова дворца через серебряные ворота. У стен расположился рынок, очень напомнивший мне черкизовский бутик в его уличном варианте. Мы сразу же зашли обратно, ибо не за тем приехали и, пройдя мимо роскошного дворца Папаличей (городской музей, закрыт с 12 до17 часов) стали искать золотые ворота, которые вели во дворец с севера.

Нашли, но «в архитектурном отношении особенно подчёркнутые ворота» (фраза из путеводителя) полностью были закрыты транспарантом с одним лишь словом METRO. «Орнаментальной пластики капителей и консолей», увы, мы не увидели. Находящийся напротив, в городском парке огромный медный епископ Григорий Нинский работы Ивана Мештровича, как бы грозил пальцем этому загадочному METRO :). Как я не просила своего мужа сфотографировать этого замечательного Нинского, муж отвечал мне отказом, говорил, что господин епископ не умещается в объектив. Слева от скульптуры в колокольне преподобного Арнира, которая в XVIII веке была частью бенедиктинского монастыря, продавали прохладительные напитки. Внутри старого города за витринами магазинов одежды, обуви и белья теряются те осколочки старины, которые ещё остались в Сплите. Город, подобно живому организму растёт, развивается, но иногда этот рост в ущерб самому организму. У меня совершенно нет желания вернуться в Сплит, мне всё-таки ближе Дубровник , город, где сиюминутное не закрывает собой вечное.

Экскурсия на Хвар и Брач .

Эти два острова находятся в непосредственной близости от Макарской ривьеры и закрывают её от холодных ветров и течений. Напротив Брелы остров Брач , он очень хорошо просматривается. Мы видели, как тушат при помощи самолётов пожары на Браче и добывают белый брачский камень. Хвар левее, за ним виднеются горы полуострова Пельешац.

Эту экскурсию мы взяли у распространителей билетов на набережной, что обошлось нам на 40 кун дешевле, чем у гида.

На нашем корабле свободных мест было предостаточно, а вот плывший по этому же маршруту, арендованный турагенствами двухпалубник был явно переполнен.

Экскурсии на эти два острова предлагались в таких вариантах:

1. Хвар + Брач + обед на борту корабля (почему-то это называется у них рыбный пикник)

2. Тот же самый вариант, но без обеда.

3. Брач (г.Бол) без обеда, либо с обедом в одном из ресторанов города Бол.

Мы выбрали первый вариант. Мне кажется, сплавать к этим островам стоит хотя бы для того, чтобы посмотреть, как великолепно выглядит Биоково со стороны моря.

Наш кораблик – Йеркич отплывает из Брелы утром и, забрав нескольких туристов из Башка Воды, держит путь вместе с другими корабликами в сторону Хвара. Ежедневно мы наблюдали картину отплытия утром и возвращения вечером этой маленькой эскадры. Мы их прозвали fish пикники. Красиво плывут, я вам скажу!

Городок Йелса Хвара очень Мали отведённого часа на осмотр вполне хватает. Трудится на Йеркиче семья, не владеющая иностранными языками, поэтому при сходе с корабля необходимо обратить внимание на плакат, на котором указано время отплытия, его обычно держит кто-нибудь из команды при выходе.

Далее кораблик плывёт к берегам острова Брач. Команда накрывает столы к обеду. Салатик, вкусная, свежая морская рыба, зажаренная на гриле тут же на корабле. На нашем столе стояли кувшин, как мне показалось, с вином и две охлаждённые 1,5 литровые бутылки: одна с чем-то прозрачным, другая с лимонадом.

Мы и сидевшие рядом поляки, юноша с девушкой пили из кувшина, а итальянцы (две семейные пары) как-то сразу нацелились на прозрачную жидкость. «Граппа»,- сказали они, и выпили всю бутылку. Сеньор основательно развезло и они, предварительно намазавшись кремом (а был уж полдень), сменив немцев, ушедших в тень, расположились на самой солнечной палубе поспать. Их мужья оказались покрепче, они изменёнными голосами стали разыгрывать знакомых по мобильнику. Нам же от вина сделалось очень хорошо, бодрость, прилив сил. Как потом нам рассказывала экскурсовод на другой экскурсии, пили мы, оказывается, не чистое вино, а гемишт – белое сухое вино, разбавленное минеральной водой. Хорваты пьют это в течение дня для утоления жажды и во время обеда для лучшей усвояемости рыбы. Красное сухое вино, разбавленное водой из горных источников, называется беванда, её мы не пробовали, предпочитали пить неразбавленное вино. Так, в приподнятом настроении мы и приплыли в Бол на острове Брач.

Свободного времени здесь было 4 часа. Чтобы не терять времени, мы поехали до известного мыса Златни Рат (песчано-галечная коса, выступающая на более чем на 300 метров в море и меняющая свою форму в зависимости от течения и направления ветра) на паровозике – 5 кун. Хотя можно было дойти и пешком, где-то километр или два.