Уолт Дисней. Все началось с мыши  на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Уолт Дисней. Все началось с мыши 

KUDA.UA > Отдых > Отдых в США > Уолт Дисней. Все началось с мыши 

Уолт Дисней. Все началось с мыши      Настоящие волшебники живут в мире человеческом, а потому смертны, и век их, увы, чаще всего недолог. Однако сотворенные ими чудеса на редкость долговечны. Мысль эта не новая, но есть даты, особенно веско подтверждающие ее правоту. Среди них – 100-летие со дня рождения кудесника мультипликации Уолта Диснея. Сам юбилей был отмечен 5 декабря минувшего года. Однако юбилейная кампания, рассчитанная на целый год, продолжается. Ее назвали “100 лет волшебства”. 

    Кинокомпания “Уолт Дисней” загодя начала готовиться к знаменательному событию, а потому к дню рождения своего основателя подошла, накопив мощный импульс. “Эпицентром” взрыва праздничного веселья стал всемирно известный парк развлечений “Дисней уорлд” в Орландо (штат Флорида), населенный персонажами из диснеевских мультиков. Забавные человечки, мышата, утята под фейерверк и музыку, сладостно напоминающую о детстве, нескончаемым парадом маршировали по сказочным улочкам “города мечты”, славя своего создателя. Другие сотрудники парка, надев поварские колпаки, несли 100 кусочков юбилейного торта. При их соединении получался 9-метровый портрет Уолта Диснея. Как бы венчала его “шапка волшебника” из мультфильма “Фантазия”, только не нарисованная, а “живая” – настоящее произведение ювелирного искусства из шелка, атласа, бархата плюс 20-каратного бриллианта. И все это – за 2 миллиона долларов. Похожее шоу, хотя и чуть скромнее, состоялось в калифорнийском “Диснейленде”. 

    Наследники Диснея говорят, что просто не имели права не напомнить в 100-й день его рождения Америке и всему миру: волшебника, в отличие от его созданий, никто не выдумал. Он действительно жил. Как подчеркнул во время юбилейных празднеств его племянник Рой Дисней-младший, вице-президент корпорации и глава ее отдела анимационных фильмов, “Уолт Дисней – это не просто название компании. Мы вновь и вновь повторяем: он был реальным человеком”. И смею добавить: прожил жизнь, действительно похожую на сказку длиною в 65 лет. 

    Уолтер Элиас Дисней родился 5 декабря 1901 года в Чикаго. Семья, где, помимо него, было еще четверо детей, вскоре переехала на юг, в штат Миссури. Там, в городке Марселин, и открылся дар маленького Уолта – как художественный, так и коммерческий. Уже в 7 лет он не только рисовал соседей, но и продавал им свои “произведения”. Он рисовал постоянно: смолой на белой стене семейного дома, мелом на школьной доске, рассказывая при этом приятелям разные истории. А иногда смешил их, копируя Чарли Чаплина. Страсть к рисованию Дисней пронес сквозь всю жизнь – до самой кончины в 1966 году от рака легких. 

    В конце Первой мировой войны он был водителем “скорой помощи” Красного Креста во Франции, и его машина вместо камуфляжа была покрыта рисунками. Домой с войны Уолт Дисней вернулся уже с твердым намерением делать карьеру коммерческого художника в рекламе. К тому времени он “всерьез заболел” мультипликацией. Первые опыты не были удачными. Однако Дисней, покинув штат Миссури, перебрался в Голливуд и завоевал-таки его, в чем помогли ему две главные вещи: собственное упорство и поддержка старшего брата Роя. 

    “Все началось с мыши”, – говаривал он позже. Поворотным пунктом в его творческой биографии можно считать появление никогда не унывающего мышонка Микки-Мауса (Дисней поначалу хотел назвать его Мортимером, но, к счастью, его отговорила от этого жена Лилиан). Экранный дебют Микки состоялся в Нью-Йорке 18 ноября 1928 в ленте “Пароходик “Вилли” – первом в истории мультфильме с синхронным озвучанием. Позже мышонок обзавелся подружкой Минни, в его компании появились многочисленные друзья: утенок Дональд, два разные по характеру пса – Плуто и Гуфи, многие другие. Но подлинным историческим прорывом, вторым после Микки-Мауса, была “Белоснежка и семь гномов”. Это – первый в мире полнометражный музыкальный мультфильм, который, кстати, тоже отмечает день рождения в один месяц со своим создателем. Он вышел на экраны 21 декабря 1937 года и уже за следующий год в несколько раз окупил гигантские по тем временам производственные затраты – около двух миллионов долларов, причем в период, когда Америка еще не оправилась от Великой депрессии. 

    Уолт любил не только рисовать, но и рисковать, и риск чаще всего оказывался оправданным. Взять ту же Белоснежку. Ну кому еще пришла бы мысль сделать ее брюнеткой? Только Диснею, и теперь мы не можем представить себе эту сказочную красавицу иной. 

    В истории студии Уолта Диснея было еще много блестящих свершений: “Пиноккио”, “Бэмби”, “Дамбо”. Да разве перечислишь всех оленят, слонят, кукол, которые, едва появившись на свет, становились лучшими друзьями детворы? А в годы Второй мировой войны 94 процента продукции компании составляли учебные фильмы для вооруженных сил и пропагандистские ленты. Однодневки? Не скажите. Говорят, госдепартамент США в разных странах мира до сих пор показывает в качестве наглядных пособий фильмы по проблемам здравоохранения, созданные Диснеем. 

    Всего студия Уолта Диснея сняла свыше ста картин. Специальную юбилейную церемонию в честь легендарного мультипликатора провела в престижном лосанджелесском районе Беверли-Хиллс американская Академия киноискусства. Дисней считается чемпионом по количеству полученных от нее высших наград – 26 “Оскаров”. Потрясает воображение и число выпавших на его долю номинаций на эту премию – 59. “Тоже абсолютный рекорд”, – уточнил в беседе со мной представитель киноакадемии. 

    Дисней всегда с восторгом относился к техническим новшествам, пытаясь сразу же дать им применение в своем творчестве. Проживи он действительно сто лет, то наверняка остался бы доволен тем, насколько “технически грамотно” отмечен его юбилей в парках развлечений, созданных по его проектам. В том же “Дисней уорлде” благодаря современным технологиям общение зрителей со многими персонажами мультфильмов стало, как теперь говорят, интерактивным. А если говорить проще, то это значит, что запросто, например, можно пообщаться с обитателями нового замка Золушки. Похожие возможности дает “волшебная шляпа” высотой почти 40 метров. Оказавшись “под колпаком”, посетитель может посмотреть краткий биографический фильм о Диснее, увидеть многие реликвии, связанные с ним, – от парты, на которой третьеклассник Уолт нацарапал свои инициалы, до “Оскара” за неувядающую “Белоснежку”. Кстати, особая поздравительная открытка была подготовлена для дочери Диснея – Дайан Дисней Миллер. Через Интернет поздравление смогли подписать более 11 тысяч поклонников творчества великого художника и сказочника. 

    Итоги 100-летия со дня рождения волшебника подводят не только искусствоведы, но и экономисты. Одно из величайших достижений Диснея, по их словам, заключается в том, что он “сумел поставить фантазию на промышленную основу”. Сегодня “Уолт Дисней” – вторая по размерам компания в мировой индустрии развлечений и массовых коммуникаций. Ежегодная общая прибыль от ее продукции составляет 25 миллиардов долларов. Известная пословица оправдывается “с точностью до наоборот”: мышь родила гору. Под “волшебной шляпой” находятся не только мультипликация, но и производство обычных игровых художественных кинофильмов, телевизионных шоу, тематические парки, предприятия по торговле лицензионными товарами, несущими торговые знаки Диснея, самый узнаваемый из которых, пожалуй, все тот же старый добрый Микки-Маус. Как считают эксперты, по узнаваемости фирменных марок с “Уолтом Диснеем” могут потягаться разве что “Макдоналдс” и “Кока-Кола”. 

    “Уолт Дисней построил не только тематические парки и киностудию – он помог построить современную американскую культуру”, – написала газета “Филадельфия инкуайрер” и привела впечатляющую статистику. В 2000 году диснеевские парки посетили около 50 миллионов человек, и 200 миллионов хотя бы раз посмотрели диснеевский фильм или видеозапись. 212 миллионов слушают мелодии из мультиков Диснея, и большинство, особенно дети, – с удовольствием. 

    Но есть и вещи, которые, вероятно, не слишком обрадовали бы 100-летнего Диснея. Несмотря на всю мощь, компания, носящая его имя, ныне переживает не лучшие времена. В четвертом квартале минувшего года ее чистые доходы упали на 68 процентов – до 53 миллионов долларов. Как полагают эксперты, падение, увы, продолжится и в наступившем году. 

    Конечно, есть люди, фанатично преданные Диснею. И даже за пределами США есть семьи, которые ежегодно совершают паломничество в “Дисней уорлд”, а это удовольствие тянет не на одну тысячу долларов. Но и посещаемость знаменитых парков падает. Разовый входной билет в тот же “Дисней уорлд” стоит 48 долларов, и администрация упрямо не соглашается хотя бы немного сбавить цену. Даже в разгар юбилейных торжеств, по отзывам, очереди к наиболее популярным аттракционам не были слишком многолюдными. Достаточно было отстоять минут десять, и все чудеса к вашим услугам. 

    Несомненно отрицательное воздействие на бизнес оказали чудовищные теракты 11 сентября в Нью-Йорке и Вашингтоне. Желающих отправляться за развлечениями на самолете нынче немного – потенциальные клиенты предпочитают сидеть дома. Тем более что, как стало известно из правительственных документов, среди по меньшей мере пяти объектов в Америке, где удобнее всего устроить массовую бойню, террористы Усамы бен Ладена рассматривали и флоридский “город мечты”. 

    Помимо гипотетических террористов “Уолту Диснею” сильно досаждают и реальные конкуренты. Среди них – киностудия “Уорнер бразерс”, которая еще со времен появления Микки-Мауса не на жизнь, а насмерть сражается с диснеевцами за кусок мультпирога. На хвост симпатяге-мышонку с круглыми ушами и носом-шишечкой уже которое десятилетие наступают злобный кролик Багз-Банни, кот Том и совершенно другой по нраву мышонок Джерри, безжалостно мордующие друг друга из мульфильма в мультфильм. Все решительнее заявляет о себе на рынке мультипликации и кинокомпания “ХХ век – Фокс”. 

    Естественно, конкуренты берут на вооружение кое-что из открытий Уолта Диснея. Но можно ли позаимствовать его дух? Один из основных секретов его творчества известен, но с трудом поддается копированию: мультфильм должен быть прежде всего добрым. И ленты, и парки Дисней создавал, подразумевая одно: это должно быть хорошее, чистое развлечение для всей семьи. Говорят, что красоту природы и счастье добрых внутрисемейных отношений он научился ценить еще мальчишкой, в штате Миссури, где люди были безыскусны, а природа красива и безмятежна. 

    Консервативное кредо мастера вряд ли можно считать истиной в последней инстанции. Стоит вспомнить о его консерватизме не только творческом, но и политическом, который якобы приводил Диснея к ненависти к “красным” и подталкивал в объятия ФБР, возглавляемого Эдгаром Гувером. (Сохранилось будто бы 500 страниц из его посланий к Бюро расследований.) Впрочем, ничего удивительного: как показывает история, гений и стукачество совместны, порою еще как! 

    Среди либералов не было недостатка поиздеваться над консервативным волшебником. Находились такие и в числе художников. Чего стоят порнографические пародии на диснеевскую классику! Более того, говорят, талантливые хулиганы умудрялись втиснуть непристойности в сами работы диснеевской компании. Пожалуй, самым безобидным из этих хулиганств можно считать размытое слово “секс”, появляющееся в клубах пыли, которые взметает хвостом “лев-король” Симба. 

    Если вы хотите обидеть американского политика, то скажите ему, что он предлагает “микки-маусовские идеи”. А какой-нибудь “инженер человеческих душ” наверняка надуется, если кто-то назовет его творческий метод “диснеевским”. Все это – синонимы упрощенного, поверхностного подхода к проблемам. Будем справедливы, есть такая черточка и в современной работе кинокомпании “Уолт Дисней”, причем прослеживается она не только в анимационных фильмах. Например, критики порешительнее заклеймили недавно снятую ею ленту “Перл-Харбор” как “сопливую мелодраму”, хотя та и принесла неплохие доходы в атмосфере всеамериканского патриотического подъема (тоже последствие терактов 11 сентября). Диснеевцам и самим поневоле приходится кое-чему учиться у конкурентов. Пример – компьютерно-мультипликационная новинка сезона “Корпорация монстров”… 

    Но Диснея подлинного, изначального, такого, каким его воспринимает весь мир, а не отдельные критики и политики, вряд ли можно свергнуть с престола, доставшегося ему раз и навсегда. Кто помнит сейчас безмозглых “черепашек-ниндзя”, которые каких-нибудь десять лет назад заполонили телеэкраны Америки, а потом и всего мира, в том числе и России? Кто вспомнит через несколько лет “японское чудо” – “Покемона”, в котором даже под микроскопом трудно разглядеть хоть крупицу души? А Белоснежка, которой уже сильно за шестьдесят, еще долго не собирается отпускать нас из своего нежного плена. Плена простоты и добра. 

Журнал “ЭХО Планеты”

№1 2002



Прочитайте еще про Отдых в США:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.