Шри-Ланка как она есть – подробно и детально. Часть 2. на kuda.ua

Шри-Ланка как она есть – подробно и детально. Часть 2.

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Черногории > Шри-Ланка как она есть – подробно и детально. Часть 2.

16.11, день 3-ий. Полоннарува и Сигирия. Праздничный ужин

Ночь прошла спокойно, единственно, что некоторые из нас пытались оставить окна открытыми, но персонал отеля, делая ночной обход, их аккуратненько захлопнул. Это делается чтобы не залетали комары и не забирались какие-нибудь звери.

Бысто позавтракав мы стали собираться в дорогу – предстояло почти на весь день уехать на экскурсии в древний город Полоннаруву и на знаменитую скалу – Сигирию. Посколько в храмы мы не собирались, то можно было одевать шорты, а еще крепкую, не скользящую обувь – для подъёма на Сигирию. Переезд до Полоннарувы занял несколько часов, с 3-мя промежуточными остановками. Первая была у огромного памятника Будды, стоящего вдоль дороги, который нам естественно захотелось сфотографировать. Заодно сфоткали и двух солдат в форме, которые нам радостно стали позировать, как только мы у них спросили разрешение на съёмку. Надо сказать что дорога в Полоннаруву ведет на северо-восток, на котором, как известно, Ланкийская армия ведет доблестную войну с тамилами, посему в этой части острова дороги тут и там перегорожены S-образными постами с укреплениями из мешков с песком, также часто встречаются солдаты. Для туристов это все не опасно, благо тамилы не дураки и нашего брата не отстреливают. Вторая остановка было в маленьком местечке у дороги, где нам показали (за чаевые в 30-50 рупий) больших (около 1.5 метра длиной) варанов и процедуру их кормления рыбой. А вот третья остановка была очень интересной – нас привезли в мастерскую-магазин поделок из дерева, где мы “попали” на деньги по полной программе! Мастерская представляет собой довольно большой дом, внутри весь уставленный поделками из дерева – изделий тысячи! Даже чтобы мельком их всех осмотреть понадобилось бы несколько часов. На Ланке для изготовления сувениров изпользуют в основном следующую древесину (по убывающей стоимости) – сандал, королевское черное дерево, черное дерево, розовое. Как вспомогательный элемент украшения – слоновая кость. Королевское черное отличается от простого тем, что изнутри ствол имеет слои другого цвета, розово-бежевого, a уж затем, ближе к краю, черного. При умелом изпользовании это позволяет формировать фантастической красоты вещи! Сувениры – слоны всех размеров из королевского черного и просто черного, начиная от 5 см. в высоту и длину, и заканчивая метром на полтора.. (Кстати, нас уверяли что никаких проблем с доставкой столь крупных сувениров нет, выбранную вещь тщательно упаковывают и отправляют… морем! Так что ежели есть желание, деньги, решимость и терпение в месяц-полтора дожидаться вожделенного груза, дерзайте!) Различные коробочки и шкатулочки с филигранной резьбой, брелоки (в том числе вырезанные из кокоса – “мохнатые”), статуэтки Будды сидящего или стоящего, священные кобры и многое другое. Конечно надо торговаться, и очень активно! Я, к примеру, купил круглую шкатулочку из сандала с потрясающей резьбой за ~21$ (1700 рупий) при том, что начальная цена была 110$. Еще взял очень красивого слона из королевского черного с бивнями из слоновой кости за 560 рупий (8$). Разглядывая сувениры надо стараться особо не выказывать своего интереса, иначе продавцы сразу вцепятся мертвой хваткой и будут бежать сзади по всему магазину, портя удовольствие от осмотра… Полезно прикинуться студентом (если возраст позволяет), или, с тем конкретным продавцом, что показывает вещь, обменяться “подарком” – я ему 50 рупий, он мне брелок из кокоса, но самое главное – сразу цену ниже, типа из уважения.. В общем, магазин отпадный, рекомендую по возможности не спешить и выбрать вещь по-интереснее. Из нашей группы все купили что-нибудь на память, а платить, кстати, можно и долларами. Хорошенько закупившись сувенирами, мы продолжили путь на Полоннаруву. Программа по городу была такая: посещение древних развалин, затем музей города и тогда возвращение назад, с обедом по дороге. Начали мы с развалин древнего города, которые представляют собой живописный архитектурный ансамбль, разбросанный на территории парка – в самом его начале мы выходим, затем идем пешком почти по кругу, и в конце нас встречает наш автобусик. Самое интересное место это знаменитейшие 3 Будды – сидящий, стояoщй и лежащий, что само по себе большая редкость, а уж все три в одном месте – единственное и неповторимое сочетание во всей Азии. По всей территории древних развалин бродят торговцы сувенирами, пожалуй самые назойливые из всех, что встречал на Ланке. Однако даже тут, если в ответ на предложение какого-нибудь очередного деревянного слона, в ответ заметно повысить голос и отогнать прочь, то они отходят и бoльше не суются. После развалин нас неизвестно зачем повезли в местный музей, на мой взгляд довольно скучный, разве что на статую Ганеша можно полюбоваться, жаль что запрещено внутри фотографировать. В музее также продают книги о Ланке, есть очень хорошо изданные, с красивыми иллюстрациями, но весьма дорогие (300-500 рупий, и больше). Гид нам сказал что это действительно так, книга дорогой товар на острове, даже учебники и те недешевы. Короче мы не купили ничего и пошли на выход, подле которого разигралась настоящая сценка из местной жизни. Дело было так: сразу при выходе из музея к нам подскочила толпа торговцев сувенирами, особенно назойливо предлагавших плетеные шляпы – подбегают, нахлобучивают шляпу на голову, а затем бегут рядом, выкрикивая цену, 400 рупий. Шляпка была в принципе ничего, и мы заинтересовалась – начали торговаться, назвав цену в 200 рупий. Торговцы дружно кричали “400!”, но вдруг один из них крикнул “ОК, 200!”. Что тут началось!

Остальные тут же наорали на него, тот огрызнулся в ответ, за что тотчас же получил по физии.. товар полетел на землю, а мы оказались в центре ожесточенно дерущихся торговцев! Действо продолжалось минут 5, пока наш гид что-то не сказал всей этой толпе, и схватка немедленно прекратилась. Нам, честно говоря, до сих пор непонятно, была ли это инсценировка или же драка взаправду… Пострадавших не оказалось, тем не менее охота купить шляпку у нас начисто пропала. Далее нам предстоял путь обратно, с заездом на Сигирию, но сначала обед по дороге. Мы остановились примерно на пол пути у придорожного ресторанчика, который почему-то рекламировал китайскую кухню, хотя таковой там не оказалось и в помине – все под местный вкус. Заказали общий шведский стол на всех, скинувшись за еду примерно по 150 рупий, плюс напитки кто какие хотел. В принципе все было съедобно, хотя особого впечатления еда не оставила. По дороге на Сигирию, ведущую через местный лес (под пологом которого вовсю живут местные, необустроенных территорий прaктически нет!), останавливались 2 раза для типичного туристического “развода” – дети, танцующие на ходулях (дать по 20-50 рупий или ручку / карандаш) и ручной дикобраз, которого можно погладить и сфотографировать за аналогичный же бакшиш…

Сигирия представляла собой довольно высокую гору, на вершине которой по легендам скрывался один из древних королей Шри-Ланки, обустроив целый дворец со всеми удобствами, включая бассейн. Сейчас гора окружена довольно большим парком с древними руинами каких-то сооружений, а вдоль парка проложен ров, наполненный водой. Наш гид заявил, что он уже слишком стар чтобы карабкаться на Сигирию и поэтому вместе с нами этот путь проделает молодой гид, из тех, что специально закреплены за экскурсиями на гору и даже обучены оказывать медицинскую помощь в случае необходомости. Гидом оказался молодой веселый парень, имени не запомнил, говорящий на 5 языках, но не на русском, к сожалению. Кстати, выходя из автобуса около Сигирии, мы были сразу же атакованы целой толпой этих помощников для восхождения и по-совместительству гидов, от которой мы стали так бурно отказываться, что кто-то из них спросил кто мы такие.. услышал что русские, раздался дружный вздох разочарования и нас оставили в покое. Во время подъёма на гору есть 2 промежуточных остановки – осмотр фресок и площадка у подножия лап каменного льва. Фрески можно фотографировать, но только без вспышки – у нас, правда, один фотоаппарат был с принудительной вспышкой и когда она сработала, местный монах начал возмущться, но как-то странно, это скорее напоминало какие-то причитания… Мы через нашего гида извинились и инцидент был исчерпан. Поднявшись наконец-то на гору (1200 ступенек это немного для нормального человека, но и немало, учитывая жару), мы все вместе сфотографировались на бывшем королевском троне (гид снимает всех по очереди аппаратом каждого). Еще забавное воспоминание – впервые в жизни видел хамелеона на самой вершине, у символической последней ступеньки, вступая на которую, ты как бы оканчиваешь восхождение и все вокруг тебе радостно хлопают. Так вот, хамелеон изначально показался искусственным, уж больно неподвижно сидел он камне, греясь на солнце. Мы его засняли, а затем разобрало любопытство и потянулись проверить – тут-то он и драпанул от нас в мгновение ока! Спустившись вниз по другой лестнице, мы снова попали под напор торговцев сувенирами, также внизу есть множество ларьков с кока-колой и т.д. Тут две забавные местные особенности. Первая такая – бутылка кока-колы имеет 2 цены, одна – стоимость колы без бутылки (~50 рупий), вторая с ценой бутылки (~120 рупий)! Так вот, прикол в том, что купив колы “без бутылки” можно идти и ее спокойно попивать, а дойдя до конца линии ларьков или до автобуса, отдать местному, который до этого вежливо шел сзади на неком отдалении. Я так и сделал, а пока шел к автобусу, ко мне пристал торговец, предлагавший медно-латунные шкатулочки с фигурной резьбой, вкладывающиеся друг в друга как матрешки, пять штук кажется. Начальная цена была около 2500 рупий, по мере приближения к автобусу цена стремительно падала, и в конце состовляла уже… 300 рупий! Думаю, что прояви я должный интерес к покупке, то реально можно было взять еше в два раза дешевле… Погрузившись в автобусик мы поехали в назад в отель, вернувшись туда уже затемно. В отеле шли какие-то бурные приготавления к ужину на открытом вoздухе – накрывались столы вокруг и около бассейна, выставлялись гриль и барбекю, местные музыканты размещались вокруг в те самые деревянные “засидки”… На наш вопрос чем вызван столь праздничный ужин, объяснили что приехала группа французких туристов, которых на острове очень жалуют (в отличии о скупых немцев), поэтому отель готовит особенный ужин-барбекю. Ужин, замечю, выдался на славу! Под открытым небом, в темноте тропической ночи, подсвеченной огнями отеля, под замечательную этнографическую музыку в живом исполнении, с ароматом гриля и барбекю, переплетающегося с волшебным запахом экзотических цветов… и конечно же великолепная кухня достойная гурмана – органичное смешение европейской и ланкийской еды. После такого ужина все немедленно разошлись спать, утром предстоял переезд через пол страны, в легендарный город Канди .

17.11, день 4-ый. Сад прянностей и ботанический сад. Канди – Храм Зуба Будды, шоппинг, шоу

Основательно позавтракав и попрощавшись с гостепреимным красавцем-отелем, мы отправились в дальний путь. План на день был таков – едем на юго-запад, поднимаясь в горную часть острова, с осмотром сада прянностей, окресностей Канди и, наконец, ночевкой в Канди, в отеле “Le Kandyan 4**** с национальным шоу вечером. Дорога до Канди долгая, но местами интересная – идет постоянный подъём в гору, меняется ландшафт и население (местами встречаются мусульмани, резко контрастируя с обычными ланкийцами). Застройка очень плотная, дороги еще более узкие чем везде… Кстати, дороги подлежат расширению за госсчёт, но отселение жителей из придорожных домов идет столь медленно, что прогресс наступит явно не скоро. По пути мы остановились в каком-то небольшом городишке на обед в ресторане местной гостинницы, где, так сказать, был шведский стол.. В зале сидели только местные, что нас несколько смутило, и как оказалось, правильно – еда была не вкусная и очень острая, я по счастью не ел, пил только пиво… Плохо никому не стало, нo и удовлетворения от обеда тоже не осталось. Итак, первая остановка – Королевский Сад прянностей. Нас заранее предупреждали что место это интересное, но и на деньги разводят тоже основательно. Сад нас встретил проливным дождем и очень активным и артистичным гидом, он же – главный по саду. Сперва показывают как и что растет – вот это действительно интересно! Корица – кора дерева, белый и черный перец – одни и те же семена, собранные в разное время, какао и кофе, хлебное дерево и даже… алое, зарекомендованое как “очень целебное растение”! Затем нас провели в крытую беседку, в которой гид с помощниками провели полную демонстрацию всяческих масел и настоек, их применение и даже сеанс массажа по-желанию (100 рупий), после чего нам предложили купить понравившиеся товары.. Тут надо сказать следующее – шоу с показом безусловно очень интересное и артистичное, стоит посмотреть и в полной мере насладится (с массажем)! Товар – качественный, но дорогой (потом мы встречали тоже самое сaндаловое масло значительно дешевле, нo oно и было несколько иное, менее густое и насыщенное). Что покупать, а что нет, решать каждому за себя. Я, к примеру, купил большое сандаловое масло (100 мл, 700 рупий) и малое жасминовое (50 мл, 300 рупий) – по приезду понял, что надо было наоборот… Очень вкусный, хороший и эффективный тонизируюoий бальзам из трав и специй (“Herbal Tonic” 250 мл, 900 рупий) – взял всего один, затем сильно жалел что не два. Там же купили фруктовые эссенции (ананас, красный банан, ваниль), но не на спирту, а на масле – очень здорово идут в кремы и выпечку, придавая натуральный, а не синтетический, вкус и запах (по 50 рупий). Интересный момент – покупая там что-либо, бесплатно, как сувенир, нам давали этакую ленту из целофановых пакетиков с различными специями, по 8-10 видом в ленте, как сувенир на память (затем видел такие в продаже, просили по 100 рупий). Так вот, решив что мне одной такой для сувенира маловато, я спросил сколько стоит купить еще одну… на что мне просто дали вторую, спрoсив, не надо ли еще? Я был поражен такой отзывчивостью и определенным бескорыстием, для Азии это более чем странно!.. Следующим местом остановки до Канди был Королевский ботанический сад, крупнейший в Азии, кстати. Впечатления – отменные! Территория огромная и великопленно засаженная и обустроенная, роскошнейшая коллекция всего-что-растет: пальмы, фикусы, орхидеи, баньяны, елки непрямых, зачастую очень необычных форм, множество экзотических растений и исторических деревьев (в том числе железное дерево, посаженное еще Николаем II или ель, посаженная Гагариным) – рекомендую не спешить и внимательно читать таблички под деревьями и слушать гида. Попутно мы даже сфотографировали летучую собаку в руках одного аборигена (~20 рупий). Но главное – какие там цветы..! Мы были меньше часа, это очень мало, надо гораздо больше, но времени и так было в обрез.. Наконец-то приехав в Канди, мы мельком проехали вокруг города и направились в гематологический музей и ювелирный магазин. Оценив экспозицию и посмотрев ролик о добыче камней (ручным способом и в жутких условиях), приступили к шопингу. Я, изначально ничего покупать не собирался, но увидев камни сдaлся – и в самом деле, если готовые украшения ничего из себя не представляют, то просто ограненные камни, особенно сапфиры и гранаты, это что-то невероятное! Сапфиры великолепные, но очень дорогие, от 300$ и выше, это мы не тянули, а вот гранаты… Они есть разного качества, размера и вида огранки – достаточно крупные и высшей пробы, чистейшие внутри, они сверкают как кремлевские звезды! Между прочим, Ланка единственное место на планете где добывается Лунный камень, посему выбор их большой, а цена приемлемая.

Обязательно надо торговаться и не спешить, у нас ушло на этот магазин-музей больше часа, зато каждый кто хотел увез по камню, а то и нескольким. Я выбрал гранат круглой огранки, диаметром около сантиметра, высшего качества (это действительно так, ювелир в Риге уже при оправке, просто ахнул увидев такой гранат, все допытывался откуда он привезен) обошелся мне в 50$ (сторговался с 80$), к камню дается сертификат на вывоз, хотя реально его на таможне у нас не требовали. Закончив с камнями мы заскочили в небольшой магазинчик, что торговал текстилем – купили Т-маек и полотенец с аутентичными атрибутами, тоже отменного качества, все по 200-400 рупий. Последним местом по экскурсионной программе был знаменитейший Храм Зуба Будды. Храм расположен на довольно обширной территории, с входом и выходом на разные стороны. Являясь местом массового паломничества, он очень тщательно охраняется (обыскивают при входе). Гид рассказывал что бывали весьма неприятные инциденты… Перед входом в Храм полагается купить связку цветов лотоса для дальнейшего возложения. Внутри все очень красиво, необычно и впечатляюще, а также очень людно, но иностранцев немного (как и везде на острове, кроме побережья). Разрешено фотографировать, однако нельзя снимать на видео. Опять-таки, полезно слушать гида, он может во многом просветить и ответить на бесчисленные вопросы. На выходе из Храма уже начало смеркаться и нам ничего другого не оставалось как ехать в отель. “Ле Кандиан” принадлежит все тому же Коннесансу и располагается высоко в нагорье, нависая над Канди. С баллюстрад отеля открывается великолепный вид на город, а высота такова, что при облачной погоде, облака плывут ниже терасс отеля! Зрелише нереальное! В самом отeле приветливый персонал, неплохие, но без изысков и более привычные номера, большой ресторан и красиво подсвеченный бассейн… Что не понравилось, так это еда на шведском столе, особенно ужин – вроде всего много, а как-то глаз не лежит, а если что и возмешь, так какое-то не душевное, что-ли.. Под самый вечер в отдельном зале наверху нас ждало представление – шоу в национальном стиле. В целом неплохо, но ничего особенного, правда пара интересных моментов было. Еще классический штрих к теме туристов – в конце шоу ставится шляпа на пол, мол, подайте кто сколько может, так вот, мы конечно денежку положили (от 50 до 100 рупий), а вот целая толпа, человек 20 немцев, это дело начисто проигнорировали… После, немного погуляв под дождем, и начисто оставив идею осмотреть окрестности по-подробнее, мы отправились спать – на следующий день нам предстояла встреча с Индийским океаном.

18.11, день 5-ый. Чайные плантации, слоны, дорога на юг, Его Величество Океан…

Утром мы имели возможность наблюдать как облака проплывают под нашими ногами, картина красивая, но зато не увидели утренний Канди. Ну да что же, позавтракав, сразу в дорогу – первым номером были чайные плантации недалеко от города.