Прогулка по Хокурику. на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Прогулка по Хокурику.

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Японии > Прогулка по Хокурику.

Прогулка по Хокурику. Южную часть района Хокурику составляют префектуры Исикава (Ishikawa) и Фукуи (Fukui). Оба этих административно-территориальных подразделения по своей площади входят в четвертую десятку в списке 47 префектур страны, да и население южной части Хокурику не дотягивает до 2 млн. человек. Одним словом, это дальняя провинция Ура Ниппон (Задней Японии). Но у этих мест есть своя гордость — глубокие исторические корни. Когда-то на этих берегах бушевали нешуточные страсти. Здесь сложилось родовое гнездо одного из самых могущественных феодальных домов Японии. 

Исикава

     И географически, и исторически эта префектура распадается на две части. Южная более гориста. Ее пересекают несколько небольших рек, несущих воды из горных ущелий к Японскому морю и образующих вдоль побережья узкую, но весьма плодородную долину. Издавна эти места называли Кага (Kaga). Северная часть префектуры выдается в Японское море полуостровом Ното (Noto), холмистым, с сильно изрезанной береговой линией. Японское море в этом районе согревается теплым Цусимским течением, что делает климат Исикавы достаточно влажным, дождливым, а это, в свою очередь, создает благоприятные условия для развития здесь сельского хозяйства, в частности рисоводства.

     В древности провинции Кага и Ното существовали раздельно под управлением приезжавших из столицы губернаторов, рьяно собиравших налоги рисом — как в государственные закрома, так и в свои личные амбары. Но в XV веке здесь вспыхнуло мощное крестьянское восстание. Возглавляемое проповедниками из религиозной секты Дзёдо син, местное население в 1470 году расправилось с губернатором провинции Кага и отказалось впредь платить грабительские поборы. Волнения, как круги по воде, ширились и вскоре достигли прилегающих провинций. К бунтовщикам примкнули некоторые местные феодалы со своими самурайскими дружинами. Попытки властей стабилизировать обстановку в Хокурику ни к чему не привели. Восставшие сформировали свои органы самоуправления, отказавшись от контактов с другими регионами страны. И эта изолированная крестьянская республика просуществовала целое столетие! Лишь в 1580 году военный правитель страны Нобунага Ода сумел сломить сопротивление крестьян и религиозных фанатиков. Крушению республики способствовало предательство феодалов, посчитавших, что сотрудничество с властями принесет им больше выгод, нежели поддержка бунта.

     В 1581 году Нобунага Ода наградил одного из своих военачальников — Тосииэ Маэду (Maeda Toshiie), отличившегося в подавлении восстания, выделив ему земельный домен на полуострове Ното. Благодаря бесконечным интригам при дворе сёгуна даймё Маэда вскоре значительно расширил свои владения, включив в них провинции Кага и Эттю (Etchu — старое название Тоямы). В эпоху средневековья мощь того или иного даймё исчислялась в мешках риса, собираемых на принадлежащих ему землях. Считалось, что 1 коку (180 кг зерна) хватает на то, чтобы прокормить одного самурая в течение года. Ежегодный урожай княжества Маэды достигал фантастической величины — 1,2 млн. коку, что превращало этот домен в самое богатое и сильное владение в Японии. Свою основную резиденцию клан Маэда основал в замке Ояма (Oyamajo) на месте нынешнего города Канадзава (Kanazawa). Огромные богатства клана позволили семье Маэда превратить свои земли в центр искусств, культуры, образования. Сюда приглашали учителей, мастеров, художников, архитекторов из столицы Японии и из соседнего Китая. Следы былого великолепия можно заметить и в нынешней жизни Исикавы, тем более что военные разрушения XX века обошли эти места стороной.

     Таким образом, визит в Канадзаву позволяет туристам окунуться в прошлое страны, насладиться атмосферой средневекового города с его великолепными храмами, кривыми, но уютными улочками, кварталами ремесленников. Начинать знакомство с этим городом лучше всего с парка Кэнрокуэн (Kenrokuen).

     Считается, и не без основания, что это один из прекраснейших образцов японского паркового искусства. Кэнрокуэн входит в тройку лучших ландшафтных садов страны, деля славу с парками Кайракуэн (в Мито) и Коракуэн (в Окаяме). Задуманный в 70-х годах XVII века как внешний сад замка Канадзава, он долгое время оставался частной собственностью клана Маэда. На претворение в жизнь всех задумок архитекторов ушло более 200 лет. В раскинувшемся на 10 га парке каждое дерево, ветвь, камешек в ручье были продуманы и художественно выверены. Каждый сезон парк встречает в новом наряде, меняя их, как актер театра Кабуки свои костюмы. Весной это пастельные облака цветов сливы и сакуры, как бы зацепившиеся за голые ветви деревьев, летом — все оттенки зелени, служащей изящным обрамлением для цветущих азалий, орошаемых самым древним в Японии фонтаном, осенью — пурпур увядающей листвы кленов и дзельквы, зимой — пышность снежного покрывала, сквозь которое прорываются укутанные соломой от мороза свечки растительности. В естественный пейзаж вкраплены изделия рук человеческих — каменные фонари, изящные мостики над водными потоками, чайные домики. Но они не разрушают природного очарования, а лишь придают ему законченность.

     В северо-восточном углу парка 240 лет назад 13-й глава династии Маэда для своей престарелой матери построил двухэтажную виллу Сэйсонкаку (Seisonkaku). Архитектура подчеркивает женственность этого уголка — красные ворота с грациозными перекрытиями, изящные деревянные панели, поблескивающие позолотой. Сейчас вилла превращена в музей (за вход — 600 иен), где представлены некоторые из сокровищ семьи Маэда — драгоценные кимоно, художественные свитки, гравюры…

     Чуть южнее — колодец Киндзё Рэйтаку (Kinjo Reitaku), где в соответствии с древней легендой местный крестьянин Тогоро, моя картошку, обнаружил золотой песок (с этим событием и связывают название города Канадзава — в переводе «Золотое болото»). 

     У входа в Кэнрокуэн сохранились развалины замка Канадзава, уничтоженного пожаром 1759 года. От крепости остались лишь крытые свинцовой черепицей ворота Исикавамон (Ishikawamon) и здание арсенала Сандзюккэн нагая (Sanjukken nagaya). Теперь территория бывшего замка принадлежит университету Канадзавы.

     Но если старый замок не выдержал ударов времени и стихий, то прилегающие кварталы сумели сохранить свое средневековое своеобразие. Дорога, некогда ведшая к замку, проходила через квартал, где селились самураи, служившие клану Маэда. Она петляла между усадьбами, уходя то вправо, то влево. В феодальной Японии прилегающие к замкам кварталы принято было строить как лабиринты, чтобы максимально затруднить врагу доступ к цитадели. Из-за каждого угла, из-за каждой стены, из окон и дверей сыпались стрелы, высовывались копья, выскакивали вооруженные до зубов воины. В нынешней Канадзаве сумели сохранить самурайский квартал, а одна из усадеб — дом Тэрасимы — дает представление о жизни высокопоставленного самурая эпохи Эдо.

     Не менее любопытен и еще один уголок города, дошедший до наших дней из древности без видимых потерь. Это Хигасияма (Higashiyama) — квартал, где когда-то традиционно селились и принимали своих гостей гейши. Посетители дома гейши Сима (осмотр — 400 иен) увидят в свете газовых рожков (редкое и дорогое удовольствие в XVIII веке) не типичные для японского дома широкие лестницы (чтобы гейша могла подниматься по ним рядом с дорогим гостем), комнаты без встроенных шкафов, предназначенные не для быта, а для развлекательно-любовных утех.

     Канадзава благодаря стараниям семьи Маэда прославилась и своими театральными представлениями. В свое время даймё потребовал от художников и мастеровых, обитавших в городе, чтобы те, не ограничиваясь своими профессиональными интересами и навыками, освоили бы и другое ремесло. Многие остановили свой выбор на театре Но. Кстати, эта традиция сохранилась до наших дней, и люди самых разных профессий в свободное время приходят в Дом театральной культуры (Noh-gaku Bunka Kaikan), чтобы сыграть роль на сцене, поработать в костюмерном или гримерном цехах.

     А с другими достижениями мастеров Канадзавы можно ознакомиться в префектуральном Музее искусств (Ishikawa Kenritsu Hakubutsukan), расположенном в 10 минутах ходьбы от парка Кэнрокуэн (350 иен за вход). Основу его экспозиции составила богатейшая коллекция, некогда принадлежавшая семье Маэда. Она включает работы местных керамистов, художников, красильщиков, литейщиков. Музей дает достаточно широкую картину ремесел и искусств, процветающих в Исикаве. Но в городе есть и другая музейная экспозиция, посвященная этой тематике, — Выставка-музей традиционных производств Исикавы (Ishikawa Kenritsu Dento Sangyo Kogeikan). Билет туда стоит 250 иен. Если же туристы захотят более детально ознакомиться с особенностями того или иного производства, они могут посетить работающие в режиме открытого доступа мастерские. Так, в предместье Канадзавы есть печь гончарного обжига, в которой вот уже несколько веков рождаются шедевры фарфора Кутани (Kutani-yaki). В магазине при мастерской можно приобрести понравившиеся.

     В Сайхицуан (Saihitsuan) — центре раскраски шелка — демонстрируют все этапы процесса крашения тканей в соответствии с разработанной более ста лет назад методикой «Кага юдзэн» (Kaga yuzen). И здесь тоже можно приобрести приглянувшееся кимоно ручной раскраски, правда, это обойдется покупателю весьма недешево.

     С незапамятных времен выпускает продукцию мемориальная мастерская Ясуэ (Yasue Kinpaku Kogeikan) по изготовлению золотой фольги. Из ее цехов и поныне выходит 90% мирового производства этого товара (остальные 10% приходятся на Индию, Китай и Германию). Причем в мастерской Ясуэ фольгу изготовляют старым дедовским способом — часами плюща молотами на наковальне из телячьей кожи завернутые в рисовую бумагу золотые слитки. Золотая фольга шла на украшение лакированных изделий, фарфора, ширм, стенных панелей, буддийских алтарей и даже кимоно. Древние медики Японии считали, что золото является действенным снадобьем против многих заболеваний, в частности артрита или проказы. Поэтому вплоть до конца XIX века дорогие лечебные пилюли упаковывались в золотую фольгу и так глотались. В выставочном зале мастерской Ясуэ гостей обязательно попотчуют чаем, в котором плавают блесточки золотой фольги.

Мастерские ремесленников разбросаны по всему городу. Их посетители открывают для себя немало нового в искусстве икэбана, сумиэ (рисунок тушью), тяною (чайной церемонии).

     Знакомство с Канадзавой будет неполным без посещения Тэрамати (Teramachi). Издавна западный берег реки Саикава (Saikaawa), протекающей через город, считался местом для отдохновения души и тела. О душах заботились в шести десятках храмов, образовавших целый религиозный городок Тэрамати, а отдых от телесной усталости канадзавцы получали в расположенных по соседству бесчисленных публичных домах. Храмы сохранились до наших дней, а «веселые кварталы» постепенно были преобразованы в целые улицы ресторанов, ночных клубов и кабаре.

     Из канадзавских храмов наибольшей популярностью у туристов пользуется Мёрюдзи (Myoryuji), хотя он более известен под названием Ниндзя-дэра (Ninja-dera). Он был построен в 1643 году с учетом требований воинов-ниндзя. В доме на каждом шагу нежелательного посетителя ждет западня. Храм пронизан тайными ходами, сплетающимися в головоломный лабиринт и ведущими в тупики или к секретным комнатам за дверями с замысловатыми замками. (Осмотр обойдется в 700 иен.) При храме работает магазин, где можно приобрести многое из хитроумного снаряжения и оружия воинов-ниндзя.

Примечателен, правда, совсем по-другому, храм Дайдзёдзи (Daijoji) в пригороде Канадзавы. Это один из оплотов секты Дзэн. По воскресеньям тамошние монахи проводят для всех желающих 40-минутные уроки медитации в стиле дзэн-буддизма.

     Канадзава пользуется огромным уважением у японских гурманов. Здешняя кухня, именуемая «Кага-но адзи» (Kaga-no Aji — Вкус Кага), сформировалась благодаря даймё Маэда, который требовал от своих поваров изобретательности в приготовлении все новых и новых яств. «Кага-но адзи» характерна широким использованием морской и речной рыбы, разнообразных овощей и очень вкусного риса. Лучше всего знакомиться с богатством этой кухни не в дорогих ресторанах, а в маленьких забегаловках, кольцом окружающих городской оптово-розничный рынок О Митё (O Micho ichiba). Здесь уже на протяжении трех веков торгуют свежей рыбой, мясом, овощами. Прилавки рынка могут удивить приезжего гостя изобилием даров земли и моря, а владельцы местных ресторанчиков и кафе порадуют своих посетителей блюдами настоящей «Кага-но адзи» из самых свежих продуктов.

     Но истоки могущества клана Маэда стоит искать не в Канадзаве, а севернее, на полуострове Ното. Именно там, в деревеньке Нанао (Nanao — Семь хвостов) первый глава династии Маэда заложил свой замок. В более поздние годы укрытая от штормов гавань Нанао служила опорной базой его флота. К 70-м годам XIX века у Маэда было шесть военных кораблей, включая выписанный из Англии пароход. Позже, когда Реставрация Мэйдзи привела к уничтожению власти феодалов на всем пространстве Японии, гавань Нанао присмотрела себе судостроительная корпорация «Кавасаки дзюкогё». 

     Надо отметить умение правителей Маэда оценивать перспективы будущего. Так, в XIX веке в Нанао стала работать школа переводчиков Гокакудзё, которая постепенно превратилась в учебное заведение, где молодым японцам преподавали западные науки, включая инженерное дело.

     И поныне Нанао с 48-тысячным населением остается административным центром полуострова Ното. В его порт нередко заходят российские корабли, что привело в 1970 году к установлению побратимских отношений между Нанао и Братском. А если взглянуть шире, у всей префектуры Исикава налажены достаточно прочные и дружественные отношения с Иркутской областью. Достаточно упомянуть, что побратимские узы связывают Канадзаву с Иркутском, а поселок Нэагари (Neagari) с Шелеховом.

     Еще одно место, достойное внимания туристов, располагается чуть севернее Нанао, всего в нескольких километрах от него на берегу залива. Это курортный городок Вакура (Wakura). Здешние минеральные источники славятся на всю Японию, отнюдь не бедную выходами горячей воды на поверхность. Лечебная вода из Вакуры считалась панацеей от многих болезней, включая гастриты и сабельные раны, поэтому воду с полуострова Ното бочками развозили по всей стране. В 1983 году в Вакуре побывал император Хирохито, что сразу же вдохнуло новую жизнь в местный курортный бизнес.

     Немало горячих целебных источников разбросано по всей территории полуострова. Побережье Ното, особенно его восточная часть, известно своими красочными видами, хотя для туристических прогулок не очень приспособлено: весь полуостров продувается холодными ветрами с Японского моря. 

Фукуи

     Префектура Фукуи представляет собой полоску земли, тянущуюся от границ с Исикавой на юг вдоль побережья Японского моря. Иногда она расширяется, захватывая речные долины и прилегающие горные хребты, иногда сужается до 60 км в поперечнике. Как и в прочих префектурах района Хокурику, климат здесь влажный, с обилием дождей и снегопадов. Исторически Фукуи делилась на две провинции — Этидзэн (Echizen) и Вакаса (Wakasa). В 1881 году они были объединены в одну префектуру, но свои особенности каждая из провинций сохранила. На развитие культуры Фукуи оказала огромное влияние близость некогда столичного Киото. Отсюда наличие в префектуре многих почитаемых в Японии храмов, памятников культуры. В то же время Фукуи, в отличие от соседней Исикавы, не удалось сохранить свое культурно-историческое наследие. Сначала американские бомбардировки 1945 года, потом разрушительное землетрясение 1948 года практически полностью уничтожили административный центр — город Фукуи. Город, конечно же, отстроили. В этой связи местные жители иногда сравнивают его с фениксом. Но многие исторические достопримечательности исчезли навсегда.

     Характерной специализацией здешних мест стали шелкопрядение и шелкоткачество. Разведением шелковичного червя здесь начали заниматься еще в X веке. Соседство с Киото, постоянно нуждавшимся в предметах роскоши и, в частности, шелковых тканях, превратило эту префектуру в одного из основных поставщиков дорогого шелка хабутаэ для императорского двора. Местные даймё охотно брали в качестве налогов с крестьянства вместо обычных для страны мер риса шелковые полотна. С конца XVIII века скромная по площади и количеству населения префектура Фукуи производила половину всего шелка в стране. С течением времени происходила модернизация отрасли, и в Фукуи стали строиться заводы синтетического волокна, поставлявшие на рынок вместо драгоценного шелка ткани из более дешевого искусственного волокна. Собственные успехи в производстве синтетических тканей и конкуренция дешевого китайского импорта практически подорвали шелковую специализацию Фукуи. В последние годы правительство Японии предприняло меры по защите этого традиционного для страны производства, поэтому и поныне туристы, посещающие префектуру, увозят с собой в качестве дорогих сувениров великолепные изделия из шелка.

     Однако, как говорится, не шелком единым… В префектуре сохранилось много ремесленнических школ, часто включающих в свои названия определения «Этидзэн» и «Вакаса». Гордостью Японии является керамика Этидзэн, лаковые изделия Вакаса и Этидзэн, изготовленная ручным способом рисовая бумага Этидзэн, агатовые поделки Вакаса, ножи Этидзэн и т. д. Конечно, развитие получили и более современные отрасли промышленности, например выпуск металлообрабатывающих станков с числовым управлением. А вот маленький городок Сакаи (Sakai), расположенный на севере префектуры, считается крупнейшим мировым центром производства оправ для очков. Здесь сосредоточено 90% всего выпуска этой продукции в стране.

     Туристические программы предполагают обязательное знакомство приезжих с древними японскими замками, которых в префектуре немало. Если в городе Фукуи от старой цитадели сохранились лишь часть крепостной стены и заполненные водой рвы, то в городе Маруока (Maruoka), расположенном у административной границы с Исикавой, древний замок предстает в своем не тронутом временем великолепии. Он был построен в 1575 году Кацуиэ Сибатой, одним из полководцев военного правителя Японии Нобунага Ода, и теперь считается старейшим из сохранившихся в стране замков.

     Даже самый убежденный атеист, побывав в Фукуи, вряд ли откажется от посещения монастыря Эйхэйдзи (Eiheiji). Он был основан в 1243 году великим буддийским проповедником Догэном (Dogen). Возглавляемая им секта Сото (Soto-shu) была в оппозиции ортодоксальному направлению буддизма, поэтому место для строительства монастыря было выбрано укромное — в узком горном ущелье отдаленной и малонаселенной провинции Этидзэн. Основные сооружения монастыря были завершены к 1244 году. Здесь в строгой изоляции проповедник воспитывал монахов в духе дзэн-буддизма. Эйхэйдзи стал главной базой секты Сото, привлекая огромное количество паломников со всей страны. Но с конца XIV века монастырь вступил в полосу упадка, а потом пострадал от сильного пожара. Лишь с конца XVI века его влияние в стране вновь стало возрастать. Ныне он является главным храмом секты Сото, насчитывающей около 14 700 храмов и 7 млн. верующих.

     Построенный в сосновом лесу монастырь состоит из 7 десятков строений различного предназначения, но туристам открыты лишь семь из них, включая зал для медитации, зал для проповедей, трапезную, кухню, баню, а также основное сооружение монастыря — Буцудэн, где хранятся древние скульптуры «Троицы трех миров» — Шака, Амида и Мироку, то есть Будд прошлого, настоящего и будущего. Кстати, и сам монастырь во многом олицетворяет слияние старины и модерна: древний облик зданий и встроенные современные лифты, демонстративный аскетизм монахов и автоматы по продаже напитков, установленные у входа… Эйхэйдзи и поныне играет важную роль в сохранении истинного духа дзэн-буддизма на Востоке. 

     Древняя земля Вакаса протянулась узкой полосой вдоль одноименного залива. Здесь выделяются крупные портовые города Цуруга (Tsuruga) и Обама (Obama). Морское побережье отличается изрезанностью, представляя немало великолепных видов. Но туристов сюда привлекают скорее не красочные панорамы, а атомные электростанции, которых здесь немало. Сейчас в Цуруге работают два реактора, в Михаме (Mihama) — три, в Ои (Oi) — четыре и в Такахаме (Takahama) — четыре. Все они открыты для осмотра. 

Журнал “Япония сегодня”

№11 2001



Прочитайте еще про Отдых в Японии:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.