Воспоминания о Богемии. Часть 3. на kuda.ua

Воспоминания о Богемии. Часть 3.

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Чехии > Воспоминания о Богемии. Часть 3.

Когда спускались вниз, моё внимание привлёк средневековый мужчина в окне одного из домиков, в одеянии его были использованы шкуры животных. При ближайшем рассмотрении мужчина оказался восковой фигурой Иржи из Подебрад. Прищур карих глаз, этот король-миротворец показался мне хитрым лисом. Мимо Карлштейнского музея восковых фигур я пройти не могла, так хорош был Иржи. Муж с фото, видеотехникой и сувенирами в руках наотрез отказался идти в музей, я оставила его рядом, в бистро пить пиво и просматривать то, что он там заснял, и вошла в музей. Билет стоит 90 крон. Мне дали листочек с описанием фигур на русском языке и проводили в Калейдоскопический кинотеатр. Привожу описание кинотеатра из листовки: «С помощью зеркал и задней проекции перед зрителем открывается фантастическое зрелище, когда на имагинарном шаре высотой в 70м. появляется неисчислимое количество небольших и многократных полотен. Для карлштейнского оптического глобуса был создан специальный фильм,… в этом фильме зрителям представляются достопримечательности чешской архитектуры и другие сокровища чешской истории». Я была одна в зале и скромненько села у входа, служительница музея посоветовала мне пересесть на первый ряд. И правильно, садиться нужно на 1-3 ряды, тогда становишься частью этого чарующего действа, как будто находишься внутри калейдоскопа. Кто из нас в глубоком детстве не хотел побывать внутри этой трубочки с яркими стёклышками и всегда такими разными и удивительно красивыми узорами. Здесь кроме шедевров архитектуры, показывают осеннюю природу Чехии и сокровища Лореты. Фильм длится всего восемь минут, а ощущение как будто побывал в другом мире. Потом я в полном одиночестве пошла по залам музея. Экспозиция составлена великолепно. Фигуры – плотник, оруженосец, стрелок с самострелом, крысолов, гончар, каменщик находятся в средневековых интерьерах. Стеклодувы выдувают стекло, в трактире пьют пиво, на монетном дворе чеканят монеты и взвешивают их. Из тюрьмы в полу к вам тянутся руки узника, и дама в белом при малейшем вашем движении превращается в сову. Сверху, из репродуктора доносятся соответствующие каждому залу звуки. Эффект зеркал и здесь используется. Обернувшись, я вдруг увидела, что оруженосца два, с одной и другой стороны от меня. Я думаю, та часть музея, где фигуры представляют средневековую жизнь в разных аспектах интереснее, чем та, где фигуры копируют реальных исторических персонажей. Восковых копий в музее множество: Ян Гус, уже упоминаемый мною Иржи с Подебрад, Тихо Браге, Рудольф II, Мария Терезия, Наполеон Бонапарт, Франц Иосиф, Альфонс Муха, Божена Немцова, Бедржих Сметана, Антонин Дворжак, Карел Чапек, Томаш Масарик, Вацлав Гавел и другие. Есть и вымышленные персонажи, солдат Йозеф Швейк, например. Мне запомнился Карл IV и все четыре его прелестных жены: нежная Бланка из Ваола, надменная Анна Фальцкая, женщина-воительница Алжбета Поморжанска и, конечно же, Анна Свидницка, мать наследника, с которой весело о чём-то беседует сидящий на троне, ещё совсем молодой король. Венчает всю экспозицию Праотец Чех, который по легенде пришёл на территорию Чехии и остановился на горе Ржип. Восковые музеи есть и в других местах Чехии, в Чешском Крумлове, например. Но здесь, в Карлштейне, вся экспозиция подчинена национальной идее, проходишь по залам, и перед тобой открываются основные вехи истории чешской, такой богатой на лица и события с ними связанные.

Карловы Вары .

Планируя поездку в Чехию, я не собиралась посещать Карловы Вары . Всего за несколько дней не пересмотришь. Я думала о том, что когда-нибудь, когда нужно будет поправить здоровье, мы и соберёмся на этот бальнеологический курорт, но жизнь постоянно вносит свои корректвы в мои планы. Два последних дня: субботу и воскресенье мы хотели провести в Праге, спокойно ходить по полюбившимся местам и наслаждаться красотой городской архитектуры. В воскресенье и понедельник в Праге случился марафон, причём проходил он по центру города. В метро постоянно сообщали о том, что часть улиц будет закрыта для движения транспорта. Центр информации марафона, белый тентовый павильон и до этого портил панораму Староместской площади, а в субботу вечером установили пластиковые кабинки прямо напротив Орлоя (для тех, кто не знает: Орлой – часы на Староместской ратуше), принесли ограждения для публики. Помимо субботних экскурсионных групп, в этот день по центру города шествовали и воскресные, из-за этого мы и не попали в Лорету, а в соборе Святого Вита было так напряжённо, как в московском метро в часы «пик». Представляю, что делалось на колокольне. Из–за марафона туристы, у которых был стандартный экскурсионный тур, и осмотр Праги приходился на эти дни, толком города и не увидели. В этой ситуации мы решили в день начала марафона, наш последний день в Праге уехать в Карловы Вары . Знакомые подсказали нам, что с автовокзала Флоренц каждый час идёт автобус до Карловых Вар. Оказалось, что в выходные автобусы туда ходят даже чаще. Ехать два часа с небольшим. Первой нашей ошибкой было позднее пробуждение в этот день, успели только на автобус, отправлявшийся в 10 часов. В кассе автовокзала кассир предложила двум стоявшим перед нами англоязычным парням сразу взять билеты в оба конца. Мы же, глядя на них, сдуру взяли также в один.

В Карловых Варах вышли не в центре города, а на автовокзале, чтобы знать, откуда возвращаться. Но и тут, посмотрев вечернее расписание автобусов на Прагу, билетов мы не взяли. Поднимаясь от вокзала в город, мы просто растерялись. Воскресенье, тёплый осенний день (+25), город как будто вымер, даже дорогу к фуникулёру спросить было не у кого. Наугад пошли по улице, ближайшей к холму. До фуникулёра (лановка драга) мы так и не дошли, свернули на пешеходные дорожки. Карабкаясь по крутым склонам, добрались до Камзика – символа города Карловы Вары (оленёнок такой), затем до памятника Петру Великому, отдыхавшему в этом городе. До башни Диана мы тоже карабкались по склону, на пути к башне нам встретился спускавшийся вниз бэкпекер, он был чем-то возмущён, возможно, стоимостью билетов на фуникулёр. Мы сочувственно посмотрели ему вслед, съезжать ему пришлось, наверное, на пятой точка. Снимали город с нескольких смотровых площадок, спустились по дорожкам с холма, когда день уже клонился к закату. На улице Петра Великого меня удивило наличие бюста Карла Маркса почти напротив русской православной церкви Петра и Павла. Потом мы прошли к променаду. Что сказать о Карловых Варах? Мне город показался помпезным. Всё как бы напоказ. Конечно, очень ухожен, много цветов, которые я так люблю. В центре Праги цветов мало, в садово–парковых ансамблях в основном используются деревья и кустарники. Наверное, разноцветные фасады и обильные украшения домов в столице замена живому декору, иначе было бы слишком. Прага – город, в котором жизнь бьет ключом, город всех возрастов. Здесь, в Карловых Варах нам в основном встречались пенсионеры с фарфоровыми поильничками в руках, чинно прогуливающиеся по променаду. Обедать здесь мы не стали, времени искать дешёвый ресторан не было, а на променаде рестораны дороговаты. Хотели набрать минеральной водички, чтобы умыться вечером и утром. Пить её, особенно горячую, это надо ещё себя заставить, не даром в старину чаще принимали минеральные ванны, чем пили минералку. Когда мы направились к источнику с водой 30 градусов, самой лучшей, на мой взгляд, нас обогнал бомжеватого вида мужичок в стоптанных зимних меховых сапогах и грязной куртке. Он допил из горлышка своей 1,5 литровой бутылки остатки воды и подставил плотненько её к источнику. Нам сразу же расхотелось набирать воду.

Приближался вечер, и надо было ехать в Прагу, ведь на следующий день утром мы улетали домой. Велико же было наше удивление, когда мы увидели, что на автовокзале кассы закрыты. Это в полшестого вечера. Рядом с нами ходили такие же ошарашенные туристы разных стран и народов. Потом кто-то разглядел среди бумажек в стекле кассы маленькое объявление, что билеты можно купить в бюро информации. Там была громадная очередь. Как выяснилось, не только мы одни уехали из Праги на время марафона J. В этот момент на автовокзал прибыли два переполненных городских автобуса, пассажиры которых все до одного желали непременно выехать из Карловых Вар в Прагу. Многие из этих господ собирались штурмовать ближайшие автобусы на предмет занятия свободных мест (когда они есть, можно заплатить за билет водителю). Очереди здесь, как и у нас, соблюдать никто не собирался. И мы решили ехать по железной дороге, благо был уже удачный опыт самостоятельной поездки в Карлштейн. На наше счастье в кассе ж/д вокзала, находившегося на первом этаже, сидела милая русскоговорящая девушка. Она нам поведала, что это долни надражи, а в Прагу из Карловых Вар поезда отправляются с горни надражи. Девушка продала нам билет, подсказала на какую электричку сесть здесь, чтобы попасть на горни надражи, успевая на пражский поезд. В хорошем настроении, ожидая встречи с вечерней Прагой, мы похрустели карловарскими оплатками, купленными у торговцев на променаде, не лучшими, кстати. Муж, наконец-то получил ответ на свой вопрос: «А есть ли в Чехии грибы?» :). «Гржибы», – поправила я его. Девушка с юношей, возвращавшиеся из Марианских Лазней, несли пластиковый ящичек полный подосиновиков, подберёзовиков и белых.

Мы быстро добрались до горни надражи, успели за 3 отведённые нам минуты пересесть на поезд, стоявший на голых путях под табличкой Praha. Мест было предостаточно, мы сели рядом с кабиной машиниста. Поезд тронулся, кондуктор пробил наш билетик и удалился. Муж мой задремал, а я смотрела в окно на живописные дачные посёлки над рекой Огрже в лучах заходящего солнца. Проехали какое-то довольно уже приличное расстояние, и я стала замечать, что остановки наша электричка делает совершенно не те, которые написаны в билете. В тот момент я ещё могла шутить: «Вот проснётся муж, а мы уже в Брно!» :). Можно было, конечно, позвать кондуктора, но при первой нашей встрече с ним у дверей поезда выяснилось, что он плохо понимает по-английски и совсем не понимает по-русски. Из кабины машиниста поезда доносились его переговоры с диспетчером, видимо, это была последняя электричка, и как ночной трамвай в Праге, она собирала припозднившихся пассажиров со всех окрестных станций. Время шло, и где-то часа через полтора мы наконец-то прибыли на станцию Хомутов, первую после Карловых Вар означенную в билете. Если эта первая, то когда же мы приедем в Прагу? Вдруг я и муж, еле разлепивший глаза со сна, увидели, как машинист, забрав свою сумку, закрыл кабину и ушёл. «Мы что, сейчас поедем назад?», – спросил муж. «Постой, может быть, это просто пересменок», – сказала я. Хотя какой пересменок около восьми вечера? Надо сказать, что наш поезд, как и многие другие, как и двухвагонные трамваи в Праге, имел кабину машиниста в начале и в конце состава. И мы действительно поехали назад. Мне сразу же вспомнилось: «Он опять поспал немножко и опять взглянул в окошко, а с платформы говорят: ”Это город”»… Карловы Вары. Минут сорок мы двигались назад, электричка ехала с приличной скоростью, но радости это нам не доставляло. В полной тьме поезд остановился на станции Раковице, где для таких несведующих туристов, как мы, рядом с названием станции был показан участок дороги, по которому мы ехали. Он напоминал рогатку: начало рукоятки – Карловы Вары, один рог– Хомутов, другой – Прага , место соединения их – Раковице. Одному богу известно, зачем надо было ехать в Хомутов? Нам было уже ясно, что в Прагу мы ещё не скоро приедем, и стало грустно мне. Тот, кто был в Праге, поймёт меня, в последний день каждая минута на счету.

Проехали Кладно в десятом часу, а Прага всё не показывалась, поезд временами останавливался на неизвестных нам станциях. И вот показалось много огней, радости нашей не было предела: «Вот она, Прага!». Минутная остановка на одной из станций, рядом с которой находилось трамвайное депо. Но вдруг поезд ушёл куда-то от огней во тьму и эти же огоньки показались с другой стороны, через несколько минут картинка за окном повторилась снова, вот так и ездили мы с полчаса. «Мы что, ездием кругами?», – возмутился мой муж. Ну, кругами, не кругами, а зигзагами точно. Потом, уже в метро я посмотрела карту Праги, железнодорожные пути постоянно огибали холмистую местность. Чешский подросток на соседнем сиденье, всю дорогу слушавший свой плеер, искоса стал поглядывать на нас, с его точки зрения ненормальных туристов, которые всё время заглядывали в окно, потом в билет и жутко чему-то радовались иногда :). По прошествии трёх с половиной часов от горни надражи в Карловых Варах моё нервное состояние передалось мужу. И вот когда при очередном приближении уже знакомых огоньков, он сильно уже оголодавший был готов дёрнуть стоп-кран :), поезд остановился. Пассажиры массово стали выходить из нашего вагона, и мы, подхватив свою фото и видеотехнику, устремились за ними. Каково же было моё удивление, что вышли не все, и поезд поехал дальше. Это не Главни надражи, где мы? Ау! Стоим посреди путей, платформы не видно, рядом какие-то хоз.постройки. Рванули догонять пассажиров нашей электрички, которые уже успели скрыться за этими постройками. И когда мы их миновали, я увидела, ставшую уже почти родной надпись: “PRAHA-SMICHOV”. Если бы я собиралась в Карловы Вары ещё в Москве, то непременно бы заглянула в путеводитель «Восточная Европа» на страничку с описанием дороги в этот город. Там написано, что из Праги в Карловы Вары можно доехать автобусом – 122 км. (примерно 2 часа) или поездом через Хомутов – 199 км. за 4 часа.

О крыше над головой и хлебе насущном.

Мне очень хотелось жить в Праге недалеко от Града, в отеле «Пирамида», чтобы вечером гулять в Градчанах и побыстрее добираться до основных достопримечательностей. Каждый раз едешь куда-нибудь, не зная, вернёшься ли вновь, а чешская провинция интересовала меня не в меньшей мере, чем Прага. Наша фирма расселяла экскурсионные группы в отелях правобережной Праги, от «Пирамиды» пришлось бы самим добираться до места начала экскурсий. Мы выбрали отель «Ольшанка», который находится в районе Жижков (Прага-3). В самом центре (Прага-1) из трёхзвёздочных гостиниц предлагали лишь «Длоугу», но там завтрак континентальный, а мой привыкший плотно позавтракать муж этого бы не вынес. Тем, кто ведёт экономичный образ жизни «Ольшанка» вполне подходит. Гостиница построена в социалистический период и реконструкции не претерпела, сантехника старая, но вполне исправная и чисто везде. Этот отель вовсю используется для принятия больших экскурсионных групп. Каких только пенсионеров мы не встречали утром на завтраке: немецких, итальянских, испанских, встречались и американцы, было также много русскоговорящих групп из Израиля. А вот россиян немного, перед марафоном появились участники с семьями, у всех на груди красовались карточки с надписью UKRAINE. Завтрак в ресторане – шведский стол, довольно обильный, много нарезки, салатов с майонезом, горячие чешские колбаски и что-нибудь яичное, много пирогов и кексов, яблоки. Вот только овощи почему-то предназначались только вегетарианцам. Странно, ведь осень – пора овощей и фруктов. В общем, гостиница хороша для тех, кто предпочитает плотно позавтракать и уехать на экскурсию или в центр, вечером уже сытым вернуться, упасть в постель и заснуть крепким здоровым сном. Только надо не забывать закрывать двери номера на ночь на ключ. Записка от администрации на чешском, английском и немецком языках, лежавшая у зеркала в нашем номере, гласила: «Во избежание неприятностей закрывайте дверь на ночь». Девушки определённой профессии проникают всюду, здесь, возможно, они занимаются не только своими прямыми обязанностями. Сейф находится на ресепшн. В отеле есть бассейн, сеанс – 50 крон.

По московским меркам «Ольшанка» очень удобно расположена, в одной трамвайной остановке от станции метро Флора (зелёная ветка). По 8-кроновому билетику за 15 минут можно доехать до станции Мустек (как раз 4 остановки), выходы которой на Вацлавской площади. По 12-кроновому билету в выходные за полтора часа мы успевали от Флоры доехать до Малостранской, на трамвае до холма Петршин и подняться на него на фуникулёре (всё по одному билету). До метро мы, конечно же, добирались пешком, вдоль стены Ольшанского кладбища по улице Jicinska. Барочная Церковь Святого Роха была вся в лесах, а из-за стены кладбища виднелись макушки старинных надгробий. Кладбище с утра всегда открыто, вот только не удалось мне побороть предубеждение мужа против кладбищ и затащить его туда посмотреть склепы и скульптурные композиции. Предполагалось ещё ездить в центр на трамвае, но во время нашей поездки те номера трамваев, которые шли в центр, 9, например, и ночные были перечёркнуты на остановке напротив гостиницы. Не знаю, связано ли это с марафоном, или изменение маршрутов осуществилось навсегда. У метро Флора большой торговый центр с местным Макдональсом и кафешками, работающими и после половины одиннадцатого вечера (важно для тех, кто прилетает поздно, так как ресторан в гостинице закрывается в 22.30, а в баре кроме чипсов и пива поживиться нечем). В торговом центре неплохой супермаркет, работает до 22.00. Жижков – совсем не грязный эмигрантский район, как оценивают его некоторые. Про нижний Жижиков не знаю, а вот верхний, тот, в котором мы жили, по застройке местами мне напоминал некоторые московские районы, только чище, потому что жители не разбрасывают везде мусор и уже почти все научились использовать пакетики с картоночками для уборки за своими питомцами. Напротив гостиницы какое-то учреждение, вокруг жилые дома и рядом небольшой зелёный холм, недалеко телевизионная башня. Расположение отеля «Популос», который хвалили туристы из нашей экскурсионной группы, мне не понравилось, тем более не понравились находящиеся в пражской глухомани «Вилла Анди» и «Меритум».