Болгария! Страна отдыхаю. Часть 1. на kuda.ua
Страны мира Визы Загранпаспорт Отели Посольства Фото KUDA.UA продается

Болгария! Страна отдыхаю. Часть 1.

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Болгарии > Болгария! Страна отдыхаю. Часть 1.

Вступление

Этим летом (лето 2000) обстоятельства сложились так, что мы всей семьей (я с супругой, сыном и дочерью) решили непременно отдохнуть на Черном море, а точнее – отправиться за границу, т.е. в Болгарию. Поскольку, как это нередко бывает, решения принимались в самый последний момент, то мы не уделили достаточно внимания анализу туристических фирм и их предложений на данный предмет. В результате мы воспользовались услугами Тур-фирмы (пока я буду называть ее именно так) и отправились в Болгарию на 2 недели автобусом. Опытом, обретенным нами в этом путешествии, мне и захотелось поделиться с другими, дабы они – по возможности – избежали наших ошибок. Цель этой публикации – обратить внимание будущего автобусного туриста на те вопросы, которые непременно надо задавать себе и представителям туристского агентства при его посещении до принятия решения о трате кровных денег именно в этом месте.

Отдых в Болгарии 

Может кому-то покажется странным, но я начну с самого отдыха, т.к. это наиболее приятная часть моих заметок. Отмечу очень коротко – отдых в Несебре (старинном городке на Черноморском побережье, расположенном рядом с Солнечным берегом) прошел замечательно. Нас прекрасно приняли контрагенты Тур-фирмы в Болгарии – представители агентства “Каролина” Любовь Карелова и ее коллега Диана Иванова. Нам помогли довезти вещи от автобуса до места проживания (а при отъезде – до автобуса), разместили в отличных (и на наш взгляд – не очень дорогих) апартаментах, организовывали интересные экскурсии и вообще почти всегда были на месте в конторке агентства в центре Несебра с раннего утра до позднего вечера и помогали по многим, возникающим у нас вопросам. Вот почему я смело могу рекомендовать агентство “Каролина” и его руководителя Любовь Карелову всем туристам, попавшим в Несебр или собирающимся туда.

Посещение Тур-фирмы 

Теперь вернемся к истокам нашего путешествия. Когда мы посещали Тур-фирму, то, конечно, задавали вопросы. Но они касались, прежде всего, самого отдыха, а уж потом мы вспоминали о дороге. Это было ошибкой. Если дорога занимает около 2-х суток, то имеет смысл более точно представлять себе, в каких условиях вам придется их провести.

Теперь – задним числом – я вспоминаю, что интересовался, например, за что же конкретно отвечает наша Тур-фирма.

Беседовавший с нами молодой человек почему-то занервничал на этом месте. Из его путаных объяснений я понял, что Тур-фирма явно отвечает за доставку туристов из Санкт-Петербурга в Болгарию и обратно (в том числе и за благополучное пересечение границ).

Отступление 1.

На мой взгляд, именно работа с пограничными и таможенными службами (а мы пересекли дважды 4 границы) была той работой, которую сопровождавшие нас в поездке представители Тур-фирмы выполняли довольно успешно. 

Второй вопрос, ответ который почему-то не удивил меня, касался самого маршрута поездки. Увидев на стене карту с отмеченным маршрутом, я стал увлеченно переписывать знакомые названия городов, через которые нам предстояло ехать, но тот же молодой человек ненавязчиво заметил, что на самом деле мы поедем другим путем. Тогда он не пояснил, почему маршрут меняется, но теперь-то мы знаем причину этого. Одним из важнейших элементов такого отдыха является автобус! Нам его представили, как вполне комфортабельный образец марки “Мерседес” с кондиционером и со звучным названием на бортах, которое (как мы выяснили позже) является названием Авто-фирмы (пока я буду так ее называть), предоставляющей туристские автобусы для поездки. В дороге выяснилось, что Авто-фирма находится в Белоруссии, а значит доступ к ней для туристов, неудовлетворенных ее услугами, затруднен (как и оказалось в нашем случае).

Один совет

Обязательно поинтересуйтесь, где находится фирма, предоставляющая автобус, ее название, ФИО руководителя. А самое оптимальное – попробовать получить копию лицензии Авто-фирмы. В этом случае вы заранее будете представлять, с кем будете иметь дело и можно ли хоть как-то воздействовать на Авто-фирму

Другой совет

Постарайтесь, как можно подробнее выяснить все об автобусе:

– Есть ли кондиционер. Исправен Лион . Работает Лион непрерывно, или выключается по желанию водителя

– Есть ли туалет. Могут ли им пользоваться пассажиры

– Есть ли холодильник. Могут ли им пользоваться пассажиры 

– Работает ли водогрей. Могут ли им пользоваться пассажиры и как часто

– В каком техническом состоянии вам подадут автобус (должен Лион быть технически исправным)

– В каком санитарном состоянии вам подадут автобус (будет ли он убран и чист как снаружи, так и внутри; как часто он будет убираться внутри в дороге)

Еще один совет

Постарайтесь, как можно подробнее выяснить все о маршруте:

– Каковы основные города, составляющие маршрут

– Проходит ли маршрут по основным магистралям или по проселочным дорогам – Насколько хорошо знает сопровождающий от Тур-фирмы маршрут

– Как часто будут делаться остановки для пассажиров

– Где будут делаться остановки для пассажиров (в специально оборудованных для этого местах или в чистом поле)

Было бы идеально, если бы вы смогли зафиксировать все эти положения в договоре или приложении к нему ПИСЬМЕННО !!!

Если же Тур-фирма под любыми предлогами сему препятствует, то это верный признак того, что вас дурят, дорогой читатель. 

Может быть, кого-нибудь и удивит этот набор вопросов, но из дальнейшего станет ясно, почему их полезно задавать и прописывать.

Посадка в автобус

Наше путешествие началось на Площади восстания с посадки в автобус. Сразу выяснилось, что автобус только вернулся из другой поездки, поэтому у туристов просят прощения за мелкие неудобства (машину не успели подготовить к новой поездке, а попросту говоря – убрать). Это первое сообщение мы восприняли спокойно. 

Второй сюрприз последовал незамедлительно. Представитель Тур-фирмы, сажающий нас в автобус, неожиданно попросил всех пассажиров правой стороны передвинуться на один ряд назад. Это предложение девушка мотивировала просьбой водителей, которые очень устали и должны отдыхать хоть немного. Реально это ухудшало именно наши условия поездки, т.к. с последних сидений, которые откидываются и дают возможность хоть немного поспать, я с сыном попадал на самые последние сидения за второй дверью, которые не откидываются, а значит спать на них не возможно, да и ноги приткнуть некуда.

Моя жена стала категорически возражать, но я решил согласиться, т.к. опрометчиво подумал, что мы с сыном получим плюс – наши длинные ноги не будут упираться в предыдущие сидения. Это было ошибочное решение. Как оказалось, спать на этих сидениях практически не возможно, они греются от мотора, да и выхлопными газами там попахивает… 

Дополнительный совет

Не соглашайтесь на предложения, ухудшающие условия вашего путешествия, как бы это вам не мотивировали (я не имею ввиду какие-то экстремальные ситуации)…

Как позже выяснилось, представитель Тур-фирмы нас просто обманула! Пересаживали нас потому, что надо было втиснуть вперед какую-то другую туристку. Она вроде бы купила те самые злополучные задние места, но не хотела ехать на них со своим сыном…

Точно я этого так и не знаю, т.к. кроме клиентов нашей Тур-фирмы в автобусе ехали туристы из другой фирмы под названием “Олюшка”, с которой мы дел не имели.

Следующий совет

Требуйте у Тур-фирмы при оформлении договора, чтобы номера ваших мест были явно прописаны в договоре, тогда будет легче отстаивать свои права в автобусе!

Дорога в Болгарию

Еще пару замечаний о распределении мест. Первые 4 места в первом ряду кресел около водителей, похоже, являются самыми элитными. Они по неизвестным мне правилам должны использоваться только водителями, которые допускают на них сопровождающего от Тур-фирмы или своих родственников и знакомых. Кроме того, водители занимают еще пару мест у ветрового стекла и одно лежачее место за последним рядом сидений в конце автобуса.

Я полностью разделяю мнение, что при тяжелых условиях работы водители должны иметь возможность нормально поспать и отдохнуть в дороге, т.к. от их физического состояния напрямую зависит безопасность пассажиров. Но есть какие-то пределы, когда эта забота водителей о себе плавно переходить в откровенно наплевательское отношение к пассажирам. В нашем случае на передних сидениях полдороги ехал сын (или другой родственник) одного из водителей, а вторую половину дороги до Болгарии на 3-х сидениях из 4-х мирно спала лежа сопровождающая от Тур-фирмы…

Кстати о сопровождающей. Ее звали Лена. Всю дорогу она хранила гробовое молчание, не могла внятно ответить ни на один вопрос, касающийся остановок. Ей приходилось постоянно напоминать о том, что уже прошло 3-4 часа и пассажирам необходимо элементарно сходить в туалет (в автобусе ехало довольно много детей). Оказалось, что дороги она не знает и полностью полагается в этом на водителей, а те гнули свою линию, суть которой можно сформулировать так:

если необходима остановка автобуса по техническим причинам, то ее надо делать незамедлительно (заправка, мойка и т.п.) 

если необходима остановка автобуса по желанию водителей, то ее надо делать обязательно (поесть, пописать и т.д.) и она может продолжаться 1 час и более

если необходима остановка автобуса по организационным причинам, то ее надо делать непременно (заехать на базу и выправить какие-нибудь документы)

если необходима остановка пассажирам автобуса, то ее можно либо вообще не делать, либо сделать в чистом поле, либо сократить ее до минимума, т.к. именно из-за этих остановок (по мнению водителей) и происходят основные потери времени в дороге…

Им не приходило в голову остановиться в многочисленных и специально отведенных для этого местах, которые мы пролетали на большой скорости и в Белоруссии, и на Украине, и в Румынии. За все время по дороге туда мы сделали пару таких остановок.

Первую – недалеко от Пушкинских гор (водители, не спеша, пообедали в захудалой столовой, а пассажиры бродили вокруг, разминая конечности и наведываясь в ветхое дощатое сооружение типа “сортир”). Вторую – в Румынии на выезде из городка Пашкани в турецком ресторанчике. Это место понравилось всем. Нас отлично обслуживали, вкусно покормили, мы могли спокойно сходить в туалет и даже помыться! Что мешало делать подобные остановки хотя бы 2 раза в день, я так и не понимаю (я имею ввиду простую возможность посетить туалет и умыться). Лена и водители упорно нас игнорировали… Вот он – типичный совдеповский сервис!

Сие наплевательское отношение к пассажирам проступало все отчетливее с каждым километром дороги, уносящей нас от родного Петербурга.

Если автобус останавливался перед пропускным пунктом на границе, то водитель выключал двигатель и кондиционер, открывал переднюю дверь и выходил покурить вместе со своим напарником и Леной. Остальные пассажиры должны были почему-то оставаться на своих местах и париться в автобусе. При этом водителю приходилось постоянно напоминать, что если он откроет и заднюю дверь, то пассажирам дышать будет легче… 

В автобусе было довольно грязно. В нем не убирали ни до поездки, ни во время ее, ни после. У меня есть основания для подобных утверждений. На полке над нашими сидениями мы обнаружили просыпанный сахарный песок в довольно больших количествах (уже после того, как уложили туда свою ручную кладь). Кое-как мы полку почистили, но следы песка обнаружили на той же полке и на обратном пути!

При подъезде к границе с Румынией водители внезапно решили помыть автобус снаружи! Для этого они выбрали на редкость грязное местечко недалеко от Черновцов, где пассажирам приткнуться было просто некуда, но за то была доступной необходимая им вода. Т.о. автобус Авто-фирмы приобрел снаружи божеский вид только к вечеру второго дня путешествия (не удобно, Европа, все-таки!).

Еще одна деталь. В автобусе работал водогрей. Водители или Лена кипятили периодически воду и предлагали ее пассажирам.

Вроде все замечательно. Однако, сидящие сзади пассажиры смогли нормально испить чаю или кофе только на территории Болгарии, когда первые туристы покинули автобус в Кранево и народу заметно поубавилось (нас везли в несколько разных мест, и те, кто направлялся в Несебр – конечный пункт остановки – смогли из окна ознакомиться с большой частью болгарского побережья). До этого кипятку нам просто не хватало. Либо он заканчивался на желающих из первой половины автобуса (они первыми видели и слышали, что есть вода), либо мы просто не слышали, что вода вскипела, т.к. Лена сообщала об этом, не используя громкую связь, а при работающем моторе ее было просто не слышно в задних рядах. Впрочем, это ни ее, ни водителей не волновало… 

Андрей

03.08.2004



Прочитайте еще про Отдых в Болгарии:





Фото отчеты:

Новости туризма:

Туристические статьи:

Отзывы о странах:

Отели мира:


РАЗДЕЛЫ:
Загранпаспорта
Посольства
Отели
Активный отдых
Отзывы туристов
Авиакомпании Украины
Туркомпании Украины
Страхование

О СТРАНАХ:
Таможенные правила
Оформление виз
Фотографии
Карты
Флаги
Гербы
Гимны

О СТРАНАХ:
Достопримечательности
Транспорт
Связь
Валюта
Культура
Климат
Экономика

О СТРАНАХ:
Советы туристу
Курорты
История
Цены
Сайты
Кухня
Праздники

СВЕЖАЯ ИНФОРМАЦИЯ:
Статьи о странах
Туристические новости
Туристические анекдоты
Прогноз погоды

О сайте
KUDA.UA продается
© 2007-2017 “KUDA.UA”. Реклама на сайте: +38 (066) 750-50-90. E-mail: info@kuda.ua. Контакты. Политика конфиденциальности.