Большое путешествие за две недели (часть 1) на kuda.ua

Большое путешествие за две недели (часть 1)

KUDA.UA > Отдых > Отдых в России > Большое путешествие за две недели (часть 1)

Карелию мы поехали, подчинившись назревшей необходимости: нас давно ждал в гости мой родной дядька, с которым мы не виделись уже десять лет. Поездка планировалась как «семейная на автомобиле» в составе пяти человек, представляющих два поколения нашей семьи. Ехали мы в далекую и загадочную Карелию из Перми через Кировскую, Костромскую и Вологодскую области, предварительно составив карту пути при помощи интернета. Особо порадовала Кировская область: до сих пор зуд от желания поблагодарить ее губернатора за возможность испытать наш новенький вседорожник! Все, что нам говорили о местных дорогах – вранье: сказать, что кировские дороги плохие – значит ничего не сказать. Их просто нет!

Что поразило в дороге – уже за территорией Вологды, вдалеке от поселений, мы встречали у трассы места для зеленых стоянок: чистые площадки с деревянными беседками, под которым стояли стол и лавки, рядом с навесами – аккуратно огороженные костровища со стойками для котелка и дровенницы с сухими полешками для костра. Видно было, что за этими стоянками заботливо ухаживают. Доехав около полуночи до поселка Вознесенье, – 70 км до этого пункта тянется гравийная дорога! – мы обнаружили, что паром, без которого преодолеть последние километры пути невозможно, закрыт по причине ночи. Работает он, как было написано в расписании, до 19:00, а рейсы вне расписания оплачиваются страшной суммой в 8 000 рублей. Но да здравствует Россия! – и недолгие переговоры с представителем паромной команды с итоговым вручением ему символической мзды позволили нам спокойно пересечь водную преграду.

Дальше вновь потянулась гравийка. Но теперь дорожные неудобства скрашивались великолепными видами ночного Онежского озера. Вообще с этого момента у нас начало формироваться впечатление – позже твердо укрепившееся в сознании – что мы попали в некий Водный мир: вода была везде, и откуда-то из глубин памяти задумчиво всплыло: «Карелия – страна озер…»

Ночной Петрозаводск мы откровенно проглядели – все, кроме водителя, находились в состоянии сонной прострации, а драйверу нашему было не до видов города. Он из последних несонных сил старался не потерять из виду ведущую нас к местожительству дядьки «Волгу»: оказалось, что до долгожданной встречи от Петрозаводска ехать еще 30 км – в Косалму.

Но вот и приехали. Встреча, поцелуи, легкая настороженность с непривычки и – водка с семгой за радостное событие. Потом – провал в сон. И только утром мы увидели, где оказались. Наше жилище располагалось на самом берегу Укшозера. Кругом – позже оказалось, что это особенность Карелии – было царство природного совершенства: альпийские горки, живописные группы деревьев, маленькие острова (как нарочно созданные для пикников) и… лесные ягоды. Мы живем на Урале, к обилию ягод и грибов в лесах нам не привыкать – но такого мы еще не видели. Ягоды в неимоверном количестве росли везде: в лесу, на берегу и даже вдоль дорожек. И были совершенно никому не нужны! В течение двух следующих дней наши карельские хозяева показывали нам достопримечательности ближайших окрестностей.

Первым делом мы посетили заповедник Кивач, где радостно скакали по огромным валунам, окружающим знаменитый водопад. С любой точки берега открывался такой вид, что хотелось врезать его в золотой багет и поместить внизу табличку с надписью: «Шедевр». Что сказать: заповедник – это заповедник…

В расположенном в Киваче дендрарии мы наконец-то увидели настоящую карельскую березу и узнали о ее необыкновенной редкости и охраняемости. Правда, невозможное количество ширпотребных безделушек из этого дерева в сувенирных палатках, стоящих у входа на заповедную территорию, не подтверждало данного утверждения.

Затем мы отправились на первый российский курорт, основанный еще Петром I – Марциальные воды. Странное название объяснилось просто: курорт назван в честь Марса, бога-кузнеца. А почему именно в его честь – мы поняли, когда попробовали воду из четырех курортных источников: тяжелая, со специфичным вкусом, она богато насыщена железом. Все стоки марциальных родников покрыты «ржавым» осадком. Лечат с помощью такой воды многие заболевания. Употреблять ее нужно натощак и ни в коем случае не пить до или сразу после приема воды чай. Нам показали, какой от этого будет эффект: в стакан с марциальной водой капнули капельку чая – и вода, только что бывшая прозрачной, моментально стала почти черного цвета.

Через дорогу от источников на склоне холма стоит высокая деревянная церковь, ровесница курорта. Эту церковь можно считать домашней церковью семейства Петра I на Марциальных водах – и построена по его приказу, и украшена благодаря его столярным способностям. Внутри церковь совсем небольшая, какая-то светлая, с частично сохранившейся утварью петровских времен. Сразу напротив церкви стоит деревянный домик первого курортного смотрителя – в нем сейчас расположена небольшая музейная экспозиция, рассказывающая об истории курорта. По всей видимости, Марциальные воды не входят в число обязательно посещаемых туристических объектов: мы часто приезжали сюда за водичкой и никогда не видели туристических групп.

Направляясь в гости, мы и не предполагали – насколько насыщенным будет наш карельский отдых и что в итоге превратится он в настоящее паломничество по святым местам. Дядька заготовил нам обширную программу – и следующим ее пунктом был остров Кижи. На Кижи мы отправились серым пасмурным утром (единственное на моей памяти пасмурное утро за все пребывание в Карелии – с погодой нам повезло). Ракета благополучно домчала нас из Петрозаводска до острова – и мы вышли на пристань. Сразу стало легко на душе: светило солнце и вокруг процветала привычная российско-туристическая цивилизация. По ценам и сувенирному ассортименту в палатках у пристани легко было понять, что Кижи охотно посещают иностранцы. Музей деревянного зодчества под открытым небом есть и в Перми, но музей в Кижах в очередной раз подтвердил для нас авторитет древних мастеров. Многоглавая высокая церковь, меняющая цвет своих резных главок; огромные жилые дома с подсобными хозяйствами под одной крышей и балконом-гульбищем по фасаду («дом без гульбища – что мужик без бороды!»); маленькая действующая церковка с сохранившимся с 16 века иконостасом; на погосте – могила человека, оставившего нам былины о русских богатырях; бани по-черному, амбары, ветряная мельница; тишина, иногда нарушаемая колокольным звоном, шелестом листьев и голосами проходящих мимо туристов… И Онежское озеро вокруг. Мы немного помечтали о присутствии в этой красоте собственной летней дачи…