Жемчужины Калужского края за два дня (часть 3) на kuda.ua

Жемчужины Калужского края за два дня (часть 3)

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Литве > Жемчужины Калужского края за два дня (часть 3)

Теперь в трехэтажном здании дворца на 1-м этаже находится библиотека, на 3-м – художественная школа, а на 2-м собственно экспозиция музея. С одной стороны, очень хорошо, что дворец наконец восстановили и там есть немного подлинных вещей Гончаровых. Усадьбу и далее надо реставрировать, в частности неплохо бы восстановить церковные постройки и конюшню, очистить пруды и парк.

Но с другой стороны, у меня, честно говоря, при осмотре экспозиции не было ощущения старины и духа того времени (убранство многих комнат еще бедное и выглядит пустовато и как-то по современному). А местность кругом там красивая – мы ходили в парк к плотине на реке Суходрев. Свободного времени там не было и мы продолжили свой путь далее и примерно через 20 км проехали село Льва Толстого (оно так и называется).

В этом селе находится Свято-Тихонова Успенская Калужская пустынь – еще один интересный и красивый (по крайней мере снаружи) монастырь, у которого однако мы не остановились, т.к. его посещение по программе не запланировано.

Мы проехали еще 3 км, свернули влево в лес и подъехали к живописному месту – скиту этого монастыря и святому источнику Тихона Калужского. После краткой экскурсии нам дали 50 минут свободного времени на осмотр скита, набор святой воды (кстати пустые бутылки надо брать с собой заранее – там взять негде) и купание в источнике.

Сама купель находиться в небольшом закрытом деревянном домике с маленькой ванной (глубиной менее 1 метра) с ледяной водой (ее температура всего 4 градуса). Туда заходят группами по 8-10 человек (поочередно мужчины или женщины, но женщин явно больше) и они по одному заходят в ванну и трижды окунаются в эту воду (я не пробовал). Очередь в купель была человек 20 и наши экскурсанты с трудом уложились в отведенное время. С небольшим опозданием мы тронулись дальше.

Проехав примерно еще 20 км, мы въехали в Калугу и подъехали к гостинице «Ока», которая расположена практически в центре города. Быстренько там расселились (спасибо организатором – все бумаги были подготовлены заранее) и пошли на ужин (в гостинице были еще группы и нам пришлось сначала немного подождать своей очереди).

Вечер был замечательный и мы после ужина пошли на прогулку в город. Сначала зашли в Троицкий кафедральный собор, где в это время заканчивалась вечерняя служба. Далее мы на ощупь пошли к реке, которая должна была быть где-то поблизости (карта города здесь не помогла).

Нам пришлось пробираться через какие-то заросли (и это практически в центре города – всего метрах в 300 находится здание областной администрации). А когда наконец спустились, нас ждало разочарование – не было никакой ожидаемой набережной и к воде дойти было проблематично. Мы пошли по дороге вдоль реки и вскоре вышли к пристани (если это можно было так назвать) и к понтонному мосту через Оку.

Все выглядело по провинциальному, сама река оказалась совсем не широкой (метров 100-150) и на вид не глубокой. Кругом были красивые места. Затем по крутой дорожке мы вернулись назад в город, но пошли другим путем – по старым полуразрушенным кварталам, в которых оказываются живут люди! Здесь же увидели еще один храм – в нем теперь реставрационная мастерская, а сами постройки находятся в плачевном состоянии (судя по карте, это была церковь Спаса Преображения под Горой).

А ведь совсем рядом расположено шикарное современное многоэтажное здание областной администрации – вот такой контраст с покосившимися хибарами. Если на центральных улицах города довольно чисто, то буквально в двух шагах в переулках уже грязно.

2-й день (воскресенье).

Подъем был ранний – в 08-15 надо было уже быть на завтраке. Наша группа оказалась дисциплинированной (как это приятно), никто не опоздал и мы вовремя выехали из гостиницы (в 9-00).

По программе мы должны были сначала ехать в Козельск и только на обратном пути у нас была запланирована экскурсия по Калуге. Но гид переставил местами порядок экскурсий и день начался с обзорной поездки по областному центру (такой порядок следует признать более логичным).

Утро было прекрасное, нас на автобусе провезли по городу (в нем живет около 350 тыс. жителей) и в некоторых интересных местах мы выходили, в частности у Троицкого собора, у могилы Циолковского и музея космонавтики.

Кстати посещение этого музея у нас не было в программе тура и один из наших туристов очень жалел об этом (как все таки время меняет приоритеты – еще в советские времена я был в Калуге на экскурсии и тогда нас в основном возили по памятным местам Циолковского и в музей космонавтики, а храмы мы совсем не посещали!). Но я думаю, что сегодня многие наши туристы его не поддержали бы, учитывая крайнюю насыщенность тура.

На мой вкус, уж если б у нас было больше времени, то лучше бы мы поехали на осмотр Тихонова монастыря (который накануне проехали мимо) или бы посетили один из храмов или монастырь в самой Калуге – их там достаточно много и есть интересные. А так, выполнив примерно за 1-1,5 часа всю программу по Калуге, мы двинулись по живописной дороге в Козельск.

Одолев около 75 км и дважды переехав Оку, мы досрочно в 11-20 были уже в Козельске – еще одном райцентре Калужской области. Оказывается этот город старше Москвы и в нем проживает сейчас всего 22 тыс. жителей. Когда то в 16-м веке в нем было около 40 храмов (сведения из путеводителя), а сколько сейчас – не знаю, т.к. обзорной экскурсии по городу не было.

Внешне Козельск производит впечатление обычного маленького заштатного городишки с разбитыми дорогами, наподобие Боровска. Однако рядом с монастырем через реку Жиздру строится еще один современный железобетонный мост. До Москвы ходит автобус (280 км), а железной дороги там нет.

К нам в автобус в Козельске подсела местный экскурсовод и мы, свернув с трассы, проехали еще примерно 3 км и остановились у действующего мужского монастыря – его официальное название Свято-Введенская Козельская Ставропигиальная Оптина Пустынь.

Нас сначала повели в Предтеченский скит – очень красивое место неподалеку от монастыря (в скиту сейчас проживает 9 человек, а всего в пустыни около 200 монахов и послушников). Нам повезло – в выходные скит открыт для посещения и мы вошли на его территорию, где на удивление было много цветов. В самом скиту у монахов более строгая жизнь, чем в монастыре.

Нам рассказали, что например, они кушают всего 1 раз в день (в самом монастыре едят 2 раза), и кроме того в скиту монахи на себя добровольно наложили тысячное правило (каждый день надо по 1000 раз прочитать молитву или отбить поклонов).

Прослушав интересный рассказ о быте монахов, мы зашли в маленький музей, рассказывающий о жизни скита и монастыря. Отдельная комната музея посвящена знаменитым людям, которые посещали Оптину Пустынь – среди них были Л.Н. Толстой, Ф.М. Достоевский, Н.В.Гоголь. Здесь же в 19-м веке среди монахов зародилось «старчество». Недавно в 90-е годы русская Православная церковь канонизировала 14 оптинских старцев.

Еще нам рассказали про дикий случай, когда в 1993г. прямо на территории монастыря один «сатанист» убил трех монахов – они теперь похоронены там же у стены.