Отчет о железнодорожной поездке по маршруту Псков – Пушкинские Горы – Изборск – Печоры (часть 5) на kuda.ua

KUDA.UA > Отдых > Отдых в России > Отчет о железнодорожной поездке по маршруту Псков – Пушкинские Горы – Изборск – Печоры (часть 5)

Наше знакомство с пушкинскими местами началось с Тригорского – имения Осиповых-Вульф, в котором неоднократно бывал Пушкин и другие знаменитые люди. Нас сначала провели в одноэтажный дом усадьбы и познакомили с интересной экспозицией музея.

Там разрешалось фотографировать, но за отдельную плату в 100 руб (я купил разрешение на съемку, но никто нигде не спрашивал его у меня). Затем состоялась увлекательная прогулка по живописному парку. К этому времени выглянуло солнце (с утра же в Пскове был даже маленький дождик) и стало совсем замечательно.

Сама усадьба находится на высоком берегу реки Сороть и откуда открываются замечательные виды на окрестности. Издали осмотрели древнее городище Воронич (живописные высокие холмы и глубокие рвы-овраги). Потом мы пошли по парку и увидели знаменитую скамейку Онегина (она огорожена и к ней нельзя близко подойти).

Нас провели по извилистым аллеям в тени высоких деревьев и мимо многочисленных симпатичных прудиков. Показали солнечную поляну и одинокий старый «дуб уединения», который видел еще Пушкин. И осталось еще немного свободного времени на самостоятельный осмотр. За это время мы в парке нашли довольно много грибов (в основном свинушек, но собирать их не стали).

На этом наше 2-х часовое знакомство с Тригорским закончилось и мы по окружной дороге 12 км поехали в Михайловское (между этими усадьбами есть и короткая в 5 км старая дорога вдоль реки, которой неоднократно пользовался поэт).

В Михайловском мы тоже пробыли 2 часа и за это время осмотрели красивые окрестности, усадьбу матери поэта и домик няни Арины Родионовны. Сейчас в комнатах одноэтажного господского дома, куда приезжал Пушкин, экспозиция музея. Правда сам дом усадьбы, и соответственно экспозиция музея, по размерам меньше, чем в Тригорском.

Тут следует сказать, что музей поэта начал формироваться еще до революции. Но дважды почти все деревянные постройки всех усадеб заповедника были разрушены и сожжены – в 1918 г. (долой помещичьи усадьбы) и в 1944 г. (к 1937 г. было открыли музей, как вновь все пострадало).

Помимо осмотра экспозиции музея еще заполнились великолепные виды на долину реки Сороть, озеро Петровское (Кучане), заливной луг с одинокой ветряной мельницей. Еще нам показали еловую аллею, в которой за последнюю зиму погибли несколько старый елей – ровесниц поэта. Затем мы прошли по липовой аллее Керн – эти деревья тоже видели Пушкина.

Назад к стоянке вернулись по тропинке, проходящей через огромный луг, на котором летом ежегодно проходят праздничные мероприятия. В киоске многие купили очень вкусное мороженное всего за 7 руб. По дороге мы обменивались мнениями и не могли придти к единому: где красивее – В Тригорском или Михайловском. По мне так в обоих местах замечательно.

На нашем автобусе мы вернулись немного назад и остановились у Святогорского монастыря, где пробыли минут 50 (больше там и делать нечего). Сам монастырь мужской действующий (в путеводителе сказано, что в нем сейчас 25 монахов и послушников), находится среди высоких деревьев на небольшой горе и занимает довольно маленькую огороженную территорию. На горку ведут две красивые лестницы, а на верху находится могила поэта и его родственников, а также Успенский собор и колокольня.

Внутри церковь ничем особенным не запомнилась (она пострадала во время войны и тоже была открыта для службы во время оккупации). За территорией монастыря был мини-рынок, где местные жители торговали грибами, клюквой, цветами и многое еще чем – все очень не дорого (мы купили сушенных белых грибов – дома потом пожалели, что мало взяли).

Обратная дорога в Псков заняла чуть более полутора часов и ничем особенно не запомнилась. В кафе на ужин мы подъехали к 19-10, нас быстро обслужили и мы вернулись в гостиницу. Я больше никуда не пошел из-за накопившейся усталости (завтра тоже предстоял непростой день, да и солнце должно было скоро зайти). Но сейчас о проявленной тогда слабости я уже жалею – был великолепный вечер и солнца в Пскове мы на следующий день уже не увидели.

3-й день (воскресенье).

По программе 3-х дневного тура у нас в последний день было свободное время до 11 часов. В это время вторую часть туристов (которые прибыли на 2-х дневный тур) возили на небольшую экскурсию по Пскову (конечно она была меньше той, что у нас была в пятницу).

Это время мы решили посвятить знакомству с еще не осмотренной частью старого города – его южной частью (так называемые средние и окольные древние города). Утро было пасмурное, времени у нас было не так уж много (примерно 2 часа) и мы взяли такси и нас довезли до Мирожского монастыря за 50 руб (хотя по счетчику было всего 31 руб и таксист пытался вначале схитрить и поехать в противоположную сторону – не вышло).

Мы перешли по мосту через реку Великую и спустились к 5-ярусной Покровской башне (построена в 16-м веке). Как говорят путеводители, она самая большой не только в Пскове, но и во всей Европе (90 метров в окружности). Осмотрев башню (она внутри пустая и до конца не восстановлена) и крепостные стены, а также небольшую церковь Покрова от Пролома (16-й век), мы пошли дальше по улочкам города.

Тут мне снова очень помогла спланировать маршрут подробная карта Пскова. Мы успели осмотреть все, что хотели (около десятка церквей и других объектов) и даже в некоторых местах побывали повторно (первый раз – в пятницу).

В старом городе много жилых домов довоенной и послевоенной в основной неказистой постройки. К счастью они имеют не более 3-4 этажей и почти не закрывают виды на памятники архитектуры, но состояние многих строений плачевное, особенно деревянных домишек. Но кое-где в исторической части города мы видели шикарные особняки новых русских, так резко контрастирующих с окружающими строениями (и кто же там смотрит за сохранность стиля древнего города?).

Отмечу еще, что повсюду довольно чисто. Машин на улицах было мало и людей тоже. Кстати, за все время нашего пребывания на псковской земле, как ни странно, мы не видели больших толп туристов, как, например, во Владимире, не говоря уже о Москве (иностранную группу за весь тур заметил всего лишь один раз – в Печорском монастыре были немцы).

У нас еще оставалось немного времени и мы еще раз зашли в Кремль в Троицкий собор, где в это воскресное утро проходила служба и пел церковный хор. Назад прошли через красивую большую Власьевскую башню (естественно ее сфотографировал), поднялись на Ольгинский мост и за 10 минут дошли до гостиницы.

Там по талонам позавтракали в буфете гостиницы (мы с женой успели быстро, а наши друзья пришли позже и их обслуживали долго – в результате они задержались и мы выехали на экскурсию с 10 минутным опозданием). Затем, как было велено, освободили свой номер и перенесли вещи в штабной номер и к 11 часам пришли к вестибюлю гостиницы, где у входа уже стоял наш микроавтобус с той частью туристов, что вернулись с обзорной экскурсии по городу.

На нашем микроавтобусе мы двинулись на запад области – в Изборск и Печоры. По Рижскому шоссе ехали не так долго (километров 40) и к 12 часам прибыли в маленький город Старый Изборск (в нем всего 1000 жителей). Он старше Пскова и в нем тоже есть древняя крепость 14-го века.

По размерам она намного меньше псковской (в ней всего 6 башен) и выглядит более запущенной (говорят, ее не так давно посетил президент Путин и после этого выделили деньги, но их хватило только на восстановление одной башни Луковка). После осмотра внутри крепости мы вышли за ее пределы (как обычно, открылся красивый вид на окрестности), спустились вниз и подошли с Святому источнику – «Славянским ключам».

Этот источник находится у небольшого живописного озера, где должны были плавать лебеди (но мы их не видели – заметили только уток). Наш экскурсовод рассказала интересную легенду о русалке, живущей в озере и похищающей мужчин. Всего ключей 12 и они выглядят как небольшие ручейки, вытекающие прямо из скалы. И еще гид нам обещала, что омовение головы водой из источника способствует росту волос (даже якобы это помогло одному лысому). Ну что ж, посмотрим.

Назад мы возвращались через крепость другой дорогой мимо симпатичной Корсунской часовенки (нам дали минут 40 свободного времени). Самостоятельно (билеты по 15 руб) поднялись на верхнюю смотровую площадку восстановленной башки Луковка, зашли в действующую церковь – Никольский собор (там заканчивалась воскресная служба).