10 ДНЕЙ, КОТОРЫЕ ПОТРЯСЛИ МЕНЯ или Майские праздники в Тунисе. Часть 1. на kuda.ua

10 ДНЕЙ, КОТОРЫЕ ПОТРЯСЛИ МЕНЯ или Майские праздники в Тунисе. Часть 1.

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Тунисе > 10 ДНЕЙ, КОТОРЫЕ ПОТРЯСЛИ МЕНЯ или Майские праздники в Тунисе. Часть 1.

ПРЕДИСЛОВИЕ

Тунис был выбран совершенно спонтанно. За: не надо визы, не долго лететь, море (причем Средиземное!), и … как-никак – экзотика! А против… в общем-то ничего и не было против, кроме моего нежелания вообще куда-нибудь лететь. Я ничего не ждала от этой поездки. Она свалилась мне, как снежный ком на голову и обернулась нежданной сказкой.

Я писала эти заметки в первую очередь, конечно, для себя: по свежим следам набросать что-то типа дневника в приложение к фоткам и сувенирам. Во-вторых, для тех, кто ещё не был в Тунисе. Мне лично очень помогли аналогичные зарисовки «бывалых». Хочу сказать большое спасибо всем им.. Итак…

ВЫЛЕТ

Время вылета 22-50. Встречаемся с другом у Московской. У меня идея-фикс: хочу лететь у иллюминатора. Для этого нужно быть на регистрации за два часа. За два часа – это уже! Ловим тачку. На Московском пробка. Пятница. С горем пополам доползаем до аэропорта. Выгружаемся. Тащим вещи ко входу. В дверях стоит молодой человек с очаровательной улыбкой.

– Куда летим?

– В Тунис .

– Пулково-I.

– Как Пулково-I?

– Чартерный рейс.

Вот засада! Опять ловим такси. Опять через пробку. До вылета чуть больше часа. Представитель «Невы» должен быть на втором этаже. Поднимаемся и попадаем в кишащий муравейник. Люди нервные, груженые, с паспортами в зубах. Ищем хоть какие-нибудь признаки «Невы». Сложно. Натыкаемся на товарища из «Невы» просто чудом. Опознавательный знак – бейдж. Зачем больше-то? Пакуя багаж, не досчитываемся одной сумки. Была моя шляпка из рисовой соломки, сигареты и джин-тоник! Повезло таксисту. И вот, наконец, раздача слонов. Объясняю служащей, где хотим сидеть. Получаю намек на шоколадку. Увы, даже не подумала. Паспортный контроль, и мы на «чужой» территории. Без сигарет, без джина-тоника. Надежда только на кларитин. Посадка в самолет. Места возле иллюминатора. Спасибо!

– Пристегните ремни, выключите мобильные телефоны…

Народ немедля начинает отмечать наступление Первомая. Кларитин не подкачал. Но, ужинать не рискнула. Пытались поспать. Празднующие соседи… Зато посмотрели Прагу с высоты 10000 м. Это так красиво! Надо будет съездить туда, наверное. И вот… здравствуй, Тунис ! Под брюхом нашего лайнера кромешная тьма сменяется морем огней лентами и гирляндами. Садимся. Перегружаю телефон. TUN TELL. Ура!

1 МАЯ

Монастир . Только что прошел дождь. Влажность воздуха неимоверная. Не жарко. В курточках в самый раз! Народ шутит: думаете, в Африку прилетели? Над Пулково покружились 4 часа. Вокруг пышные клумбы герани и петуньи. Вот те на! От чего улетели… Пальмы!!! Хочется подойти и потрогать. Здание аэропорта поражает белизной. Белые пол, потолок, стены, резной камень, мрамор, ослепительное освещение. Даже больно глазам. И не удивительно. По нашему времени уже три часа ночи. По-местному – полночь. Всё в обратном порядке: паспортный контроль, таможня, представитель «Экспресс-Тур». Нас о чем-то спрашивают. Вроде бы по-английски. Такой акцент, что понять ничего не возможно. Или у нас с английским плохо. Не отвечаем ни на один вопрос. Проходим. Мне понравилась эта система. Грузимся в автобусы и – по отелям! Страшно хочется есть, пить и спать. «Невой» обещаны мини-бары в номерах. Скорей бы!

Удручающими мне показались улицы окрестностей Сусса. Одно- двухэтажные дома однообразно белые, узкие мостовые. Одинокие пальмы вдоль дороги с частотой фонарных столбов. Тёмное море. Стало немного тоскливо. Потом, вспоминая эти первые впечатления, я поняла: то был взгляд усталого голодного человека. И вот мы в гостинице. Под огромным фикусом возле отеля курим с другом его крепкие сигареты. Вокруг море цветов. Опять герань и петунья, но с ними розы и еще один диковинный кустарник, ползущий по стенам отеля, подкупает пышностью и оттенками цветов. Это – бугенвиль. Отель наш называется Abou Sofiane (абу Софья); четыре звезды. Идем расселяться. Полусонные портье раздают ключи и надевают нам цветные браслеты. Спрашиваем гида, где бы тут чего перекусить, попить.

– А нигде!

– А мини-бары?

– Какие такие, павлин-мавлин, мини-бары?

Опять засада. Да, братцы! Это у нас можно сбегать за угол до ларька – и все дела. Ночь в тунисском отеле – это ночь. Ночью тунисцы спят. И тут не важно, что Вам обещает «Нева» и что у Вас «все включено». Все включается вместе с рассветом! Едва упрашиваем на ресепшн выдать по бутылке воды. Поднимаемся в номер. Скромно. На веранде по полу шныряют гигантские муравьи, на потолке, выпучив в темноту глаза, спит ящерица, под окном пальмы, фикусы, «крокусы», кактусы. Флора и фауна не бедны в этих краях! После таможен и контролей бессонной ночи есть хочется смертельно. Я почти плачу. Разбирая вещи, обнаруживаю флакончик спирта, прихваченного для медицинских целей. Ура! Хоть что-то. Разводим по пятьдесят грамм. Теперь легче будет заснуть. Уже занимается рассвет.

ОПЯТЬ 1 МАЯ

Проснулись в семь по-местному, по-нашему – в 10. Кушать!!! Быстро под душ и в столовую. Я метала на тарелку все подряд. В «Неве» нас уверяли, что кушанья в столовой не вкусные. Не заметила. Ни в первый день, ни в последующие. Нормальные. В меру своеобразные, в меру ориентированные на иностранцев. Единственно, мухлевали: на ужин могли подать нечто видоизмененное из того, что осталось с обеда. Я налегала на брынзу (а она там сказочная!), финики, инжир и оливки. После завтрака осмотрели окрестности (отель, пляж) и рванули в Сусс . Слова «Сусс, Медина» таксист понял сразу.

Тут хочется сделать небольшое отступление о так называемом «языковом барьере». Для меня, его почти не было. Тунисцы говорят на двух языках: на арабском и на французском. Некоторые слабо на английском. Мы с другом только «слабо на английском». Однако если люди хотят понять друг друга, не надо хорошо владеть языком. Тут важно желание. И только. А желание было обоюдным. Тунисцы очень общительны и способны к языкам. Иногда они понимали нас, не зная английского, иногда мы их не зная французского. Помогали мимика и жесты. К тому же интернациональных слов оказалось гораздо больше, чем я думала. Есть классный мультик «Контакт» с музыкой Нино Рота, где человек учил инопланетянина петь. Бывало и примерно так. В общем, моего институтского английского «на троечку» хватило вполне. А как местное население продвинулось с «рашен» к концу «майских»! Но, об этом позже.

Сусс , Медина. Необычность всего вокруг завораживает. Архитектура, быт, люди, одежды… Африканское солнце. Камни теплые, источают зной. Можно сидеть на каменных уступках. Заходим в Рибат – старинную крепость. Простота, гармоничность и древность вызывают благоговение. Карабкаемся, проходя по всем ярусам. Ловлю себя на том, что постоянно трогаю руками стены и втягиваю носом воздух. Сочетание запахов моря, нагретого камня, шевелящегося у подножия башни города непередаваемо. Восточный город, лазурное море, солнце. Всё залито и пропитано солнцем.

Останавливаемся покурить под какой-то «раскидистой клюквой». Мимо проходит пожилая женщина. На меня был брошен такой взгляд, что можно испепелиться! Да, вид у меня не тунисский: шорты, майка, сигарета в зубах. На обед в отель не поспеваем. В четыре часа встреча с гидом. Решаем перекусить в каком-нибудь кафе. Заходим в кафе и заказываем Брик. Брика нет. Собираемся уходить. Нас удерживают и буквально через 10 минут приносят Брик. Сервис! Кушанье своеобразное, понравилось, но вот о цене спрашивать надо заранее! Денег взяли не меряно! Может, надо было торговаться? Лопухнулись! Теперь будем с опытом.

Базар. Изобилие кожаных изделий, чеканок, ковров, сладостей. Нас приглашают в каждую лавку: «Заходи, только посмотри!» Покупать мы пока не торопимся. Единственное, срочно нужно – что-нибудь мне на голову. Проходя по территории фиксированных цен, замечаю панамки по 6 динар. Хочется шляпку. Есть плетеные шляпки, но не красивые совершенно. В конце концов, останавливаемся на панамке. 15 динар! Торгуемся. Продавец явно ловит кайф, я – не особо. Вот чего не умею – торговаться. В результате за 7 динар забираем злополучную панаму. Торговля в Тунисе – это хитрый процесс. Это – быт и культура, труд и отдых, риск и страсть. В одном флаконе! Процесс…

Встреча с гидом для всех вчера прибывших назначена в соседнем отеле. Знакомые по аэропорту и автобусу сограждане! Вчера ещё совсем бледнолицые, мы уже щедро обласканы африканским солнцем. Некоторые явно обгорели, в том числе и мы. Лица у большинства усталые, но в глазах замечаю хищный блеск. Люди дорвались до отдыха! Начало воплощаться то, о чем мечтали, для чего пахали, копили, терпели. Первый день, как большой выдох и «уж вздохнуть, так вздохнуть!». В общих чертах гид описывает нам страну и нравы, что можно и что не рекомендуется. Запретов мало, в Тунисе отношение к туристам очень терпимое. Мы это уже и сами поняли. Покупаем у гида поездку на два дня в Сахару.

Вечер. Ехать куда-либо уже нет сил. Сказывается вчерашняя усталость. Можно с чувством с толком поужинать. После ужина немного сидим в баре. Всё-таки, как-никак, Первомай!

2 МАЯ

Меня разбудили птицы. Вышла на балкон: там творится что-то неимоверное! Кишащие и щебечущие кустарники. Я думала, там какие-то диковинные птицы. Нет. Воробьи. Но, сколько! Потрясающе. Да, к тому же, с белесым окрасом. Выгорели на солнце? После завтрака предпринимаем капитальный осмотр территории отеля с фиксированием на камеру. Какое буйное цветение! Цветёт всё! Описывать бесполезно, это надо видеть. Все оттенки всех цветов, любые формы, размеры и всё это под ослепительными лучами сумасшедшего солнца. Ветра почти нет. Море чистое лазурно-зеленого цвета. А вот купающихся видно мало. Да и говорят они только по-русски. Не знаю, какая была температура воды, но мы купались. Зато не было медуз! Они в такой воде не выживают.

После обеда решили выбраться в Сусс , на этот раз посетить Национальный музей. Но, таксист сказал, что музей сегодня закрыт, потому как воскресенье. И мы переиграли на Порт Эль Кантауи , который находится где-то совсем близко. Таксист невозмутимо повернул в порт. Молодец какой! Что ему стоило привезти нас к закрытым дверям музея и получить 6-8 динар, но нет: в порт так в порт, 1,5 динара, так 1,5 динара! И по этому поводу маленькое отступление о таксистах. Почти все они охотно общаются с пассажирами. Они расскажут Вам все, что только Вы сможете понять. Всегда включают счетчик, но и чаевые берут как само собой разумеющееся. Но, вот что меня просто потрясло, – этика вождения. За 10 дней мы не видели ни одной аварии и ни одной пробки. В городе расстояние между машинами минимальное и вдоль и поперек. Ограничение по городу 50 км. Быстрее и не ездят. Штраф 10 динар, ну, или 5 без квитанции. Но, дело не в штрафе совсем. Они друг друга пропускают! Они пропускают пешеходов! И даже не на переходе! Просто видят, что хочешь перейти, и останавливаются. И улыбаются тебе! Первое время мы сильно шугались. Потом привыкли и обнаглели. А они всё равно улыбались! Так и хотелось прихватить парочку таксистов «на развод » в Питер.

Первое, что мы обнаружили в Порту Эль Кантауи был зоопарк. Очень маленький по площади он, однако, довольно уютный. Эдакий мини-микс всяких африканских тварей и растений. Но, не смотря на то, что некоторые экспонаты сидели друг у друга на головах в прямом и переносном смысле, совершенно не испытывалось никакой жалости к зверушкам, как это неизбежно случается в нашем питерском зоопарке. Всё компактно, но логично и чистенько. В водоёмчике маленькие водоплавающие типа наших уточек, только очень ярко окрашенные, наглые страусы, чуть не повредившие нам камеру, верблюд-пофигист, по которому расхаживает нечто парнокопытное с голливудской улыбкой, ну, и конечно кактусы «всех родов и сословий».

А вот и сам порт. Прямоугольной формы искусственная бухта с бесчисленным множеством стоящих на приколе яхт. По периметру широкий мощеный тротуар и бесконечные кафе, примыкающие друг к другу вплотную, отделенные друг от друга в лучшем случае низенькой оградой. Мимо проходить трудно. В каждое кафе зазывают весьма настойчиво. Мы не хотим в кафе, пытаемся держаться ближе к воде или затереться в толпу. На яхтах и около картина совсем иная. Люди заняты делом и не обращают на гуляющих туристов никакого внимания. Тут наводят марафет на посудинах, чинят сети, обсуждают свои проблемы. Проходим до косы и, чтобы избежать назойливых приглашений, возвращаемся задворками. Безукоризненно белые дома с арочками, балкончиками, резными решеточками на окнах, увитые ползущими кустарниками и цветами. На тротуарах ни пылинки. Здесь самый престижный жилой район. Однако местного населения на улицах не видно. И кажется сомнительным, что внутри этих домиков живут люди. Возвращаемся до отеля пешком. По дороге нас не раз окликают таксисты и водители (вагоновожатые?) не имеющего у нас аналога типа городского транспорта, называемого тук-тук. Это что-то среднее между детским паровозиком в парке аттракционов и моторикшей. Кабина + вагончики. И всё это строго по расписанию едет по шоссе со скоростью семенящей лошади. Странно, но мы так и прокатились на этом нечто. Не знаю почему. Проходим мимо территории соседнего отеля 5 звёзд. Огромная площадка для гольфа, на которой мы никогда не видели играющих. Причудливый ландшафт со стриженым газоном ближе к ограде плавно переходит в заросли нестриженных сорняков типа нашей полыни. Восток – дело тонкое. Чего стричь-то, если нет никто?

После обеда едем в Сусс просто посмотреть вечерний город. Заодно хотим купить две вещи: вина и клубники. Читали в Интернете, что в Тунисе очень интересные розовые вина. С клубникой проблем не было, а вот с вином!.. Мы заходили в разные магазины, но вина нигде не видели. Наконец решили зайти «с черного хода». Нашли маленький магазинчик, где не было ни одного покупателя, кроме нас. С видом заговорщиков, тихо спросили у продавца розовое вино. Он тщательно огляделся вокруг, и полез куда-то глубоко под прилавок. Вторично оглядевшись, достал бутылку. Вино было красное. Мы сказали, что нам нужно именно розовое. Бутылка была обратно зарыта, а с нами разговор прекращен. В общем, оставили человека в глубокой печали. Возвращаемся в отель к ужину. Завтра ранний подъём. Будем наносить визит жителям юга севера Африки.