В Стамбуле все спокойно… (Часть 1) на kuda.ua

В Стамбуле все спокойно… (Часть 1)

KUDA.UA > Отдых > Отдых в Турции > В Стамбуле все спокойно… (Часть 1)

Теперь у нас появилось еще одно местечко, куда хочется возвращаться и, наверное, неоднократно. Один из вечных городов – Стамбул – покоряет многогранностью и открытостью своего характера, доступностью красот и незамаскированностью изъянов. Это мегаполис с более чем 10-миллионным населением, отличается выгодным положением: с севера омывается Черным морем, с юга – Мраморным, которые соединены проливом Босфор. Огромный город, который можно созерцать с 9-этажной высоты; южный город, где нет праздно шатающихся расслабленных курортников-отдыхающих; сплетение улиц, перекрестков, нешироких трасс, извилистых переулков, мостов, множества светофоров устроено так хитро, что при обилии разнообразного транспорта мы не заметили ни одной пробки или аварии на дорогах за 4 дня активных передвижений; торговый центр, с улиц которого тюками отгружаются товары народного потребления в города и веси России и СНГ (и других стран наверняка); город мусульманской страны….; место, где все, с кем нам удалось пообщаться, отнеслись к нам, как к дорогим гостям и никто не норовил обсчитать или обмануть. Хочется вернуться обязательно еще раз и попытаться вникнуть в ЭТО жизненное пространство, сильнее прочувствовать его отличия от того, в котором живем мы.

Началось путешествие вечером в среду 11 августа 2004 года. Буквально во вторник в новостях сообщали об умышленных взрывах пары стамбульских гостиниц. Нами двоими (я и муж мой Кирилл), собравшимся туда вылетать, это известие было воспринято примерно как прогноз погоды, предвещающий переменную облачность и местами дожди. Вылет был назначен в Домодедово, только билетов у нас на руках еще не было; их нужно было получить у представителей агентства у монитора 34. В маршрутном такси от метро «Домодедовская» я ехала с молоденькой девушкой, одетой и выглядящей по- стюардесски. Было похоже на то, как будто она заранее морально готовилась к одному из первых своих служебных полетов. А я все думала не с ее ли командой мы полетим? Кирилл добирался от работы в Домодедово на машине, а т.к. мобильный я благополучно забыла в офисе, встречались мы в порту почти наугад. У стойки агентства 3-4 человека бойко раздавали предварительно зарезервированные билеты в обмен на предъявление паспорта или же конверта с деньгами. Я встала в очередь, меня спросила свободный представитель: «Какой город?». Отвечаю: «Стамбул!». – Да нет, Вы из какого города? – А , я из Москвы. – Тогда стойте там.

Это агентство предлагает путевки в Турцию, в частности в Стамбул , в первую очередь для коммерсантов, кто приобретает оптовые партии одежды и других товаров там для насыщения ими здешних рынков и магазинов. Мы на этом рейсе, в огромном ИЛ-86, были одним из исключений. Регистрацию, таможенный и паспортный контроль прошли довольно просто. Настал час DUTY FREE. Кирилл начал с коньяка. Я – с «Тинькофф». В качестве какой-либо еды – только конфеты. А уже было известно о как минимум часовой задержке вылета. Около 12 ночи так и не было четко известно, когда начнется наша посадка, хотя в 22.00 мы должны были вылететь. Испорченный (протухший) сэндвич, единственное не сладкое, что можно было приобрести в единственном кафе в этом крыле аэропорта, от голода не спас. Около 2 часов ночи, когда было объявлено о переносе нашего рейса на 5.30 утра, Кирилл блаженно спал с почти допитой коньячной фляжкой, не слышал этого. А сограждане, собравшиеся у выхода на посадку, гневно заругались, замычали и начали с сильным скрипом сдвигать сиденья в зале ожидания, дабы разложиться на них на пересып. Однако же, каким- то чудесным образом вскоре открылись заветные ворота, и к 3 часам ночи самолет загрузился.

Спать, конечно, хотелось сильно, и уже в самолете можно было расслабиться и приснуть. Но я опасалась пропустить авиакомпанейский легкий ужин-завтрак и я чутко сидела с закрытыми глазами. Стюардессы, не смотря на усталость, были довольно приветливы, а та девушка из маршрутки оказалась одной из них. Долго ли коротко ли добрались мы к 7 утра по турецкому времени в симпатичный «Grand Gulsoy» (трансфер также входит в стоимость путевки). Номер – просторный, кровать – два матраса, положенные друг на друга, в изголовье – серого цвета лакированная доска. Хотелось поспать, но недолго и чтобы успеть до 10 на завтрак. Завтрак не оправдал ожиданий, оказался отнюдь не четырехзвездочным. Но: тот, кто приехал сюда работать (а их большинство), не будет рассиживаться по часу и устраивать несколько вальяжных променадов среди столов с многочисленными круассанами, мюсли, вареньями, йогуртами, фруктами и сонно выбирая, чего бы еще положить в тарелку и налить в стаканчик, как это происходит на курортах. Каждый день был стандартный набор: колбаса, сыр, масло, джем, максимум два вида хлеба, помидоры, огурцы. Апельсиновый и шиповниковый напитки, молоко, черный чай и кофе из термосов – не очень вкусные. Предвкушение предстоящего знакомства с городом помогало бороться с головной болью, вызванной выпитым накануне, утомительным перелетом и несытостью.

Сначала мы поднялись на крышу нашего отеля «Grand Gulsoy», где устроены бар- ресторан, бассейнчик, шезлонги. С высоты шестого этажа обозревается большая часть города; отель окружен оживленными улицами, с одной стороны – следующий отель, напротив – большая мечеть, ее- то можно было хорошо разглядеть с крыши. Я до этого видела мечети в Дагестане, Египте, Москве и Казани. Они выглядели не броско, но совсем не так совершенно, как здесь. Эта мечеть напротив, как и все множество стамбульских ,– из темно-серого камня, без каких-либо украшений и знаков отличия; правильных геометрических форм с несколькими пологими куполами, двумя – четырьмя минаретами. Каждая из них смотрится обособленно и олицетворяет в моих глазах мир, спокойствие, смирение, скромное великолепие. Здесь мы развернули карты в размышлении над первоначальным маршрутом. Всего у нас оказалось три карты, наиболее востребованной стала подробная карта города из журнала GEO. Вышли из отеля на улицу Шехзадебаши, идем в направлении бульвара Ататюрка. Встречаем на пути древний акведук Валенс. Он пересекает бульвар сразу после тоннеля и через его арки постоянно снуют автомобили, мотоциклы, повозки, автобусы.

В этом бойком месте он не выглядит разрушенным и застарелым, несмотря на всю свою древность, кажется, он бы и сейчас функционировал. А со стороны тоннеля через его арки виднеется вдалеке современный квартал с высотными зданиями. Продолжаем движение вниз по бульвару Ататюрка, к мосту Ататюрка через залив Золотой Рог, далее намереваемся пройти по противоположной стороне до башни Галата и по мосту Галата вернуться в район Эминеню. Здесь нам впервые попадаются повозки со свежесобранным фундуком, расфасованным в бумажные кулечки, стоят 1 000 000 лир (20 руб.), также повсюду продаются бублики с кунжутом – 300-700 000 лир (6-12 руб.), свежевыжатые цитрусовые соки, от миллиона лир. Здания вокруг абсолютно разные по стилю и назначению, – обветшалые деревянные, облупленные бетонные и все те же древние серокаменные мечети. В этот момент я осознала, что мы удачно добрались и можем спокойно ощущать себя здесь, и что в эти 4 дня нас ждет много интересного и замечательного. Довольно жарко, но вполне терпимо.

И вот мы дошли до зеленой зоны вдоль залива, приближаемся к мосту, здесь Кирилл обнаруживает следы сильных дождей, прошедших на днях – кое-где размыта земля и остались лужицы. Людей кроме нескольких лодочников не наблюдалось. Некоторые призывно обращались к нам на непонятном языке, зазывали прокатиться на их катерах, наверное, но нам это в данный момент было неинтересно. Среди деревьев и кустов расположилось небольшое хозяйство – курицы, гуси, еще какая-то домашняя птица, кролики. И наконец перед нами мост Ататюрка. По нему активно разъезжают машины в три полосы в каждую сторону и не менее активно рыбачат по обеим сторонам. Уж не знаю, на продажу или домой на обед, разновозрастные мужчины, казалось, довольно быстро и легко наполняли емкости серебристыми рыбками. Далее, перейдя на противоположную сторону, нам следовало держаться правее, чтобы отыскать башню Галата и по мосту Галата перейти на обратную сторону, в район Лалели, ближе к своему отелю. Мы прошли немножко вглубь, подальше от воды, здесь начинаются более узкие и извилистые улицы . Хамам – городская турецкая баня понравилась нам еще в прошлом году, в Кемере. Но там можно было подумать, что это удовольствие все ж таки в первую очередь рассчитано на туристов, а для современных турков это скорее анахронизм. И тут нам на глаза попадается настоящая городская баня.

Заходим. Внутри очень жарко. По правилам турецкой бани – ложишься на мраморный теплый подиум и тебя начинают сначала драить жесткой мочалкой , затем во взбитой мыльной пене отмывают все тело легкими массирующими движениями – и лицо и уши и складки между пальчиками – ничего не забудут. В Турции, как и многое остальное, дело это – людей мыть – сугубо мужское, что некоторых девушек, возможно, смутит. Ну а после поливания из ковшика, будь добр испить традиционного яблочного чая и проследовать на массаж со втиранием оливкового масла. Эффект – потрясающий! Кожа – гладенькая, дышишь как будто сразу всем телом изнутри, через каждую пору. Здесь, эта баня оказалась достаточно большой, но в этот час без посетителей. Нас встретили два банщика, которые, правда, не понимали наверное других языков кроме своего, но готовы были нас принять за совсем небольшие деньги – 10млн тур.лир на одного, то бишь 250 руб. Но в данный момент мы были не готовы и, пожалев об этом, обещали обязательно вернуться когда-нибудь.

Мы вообще много за чем планируем еще раз обязательно устроить такую поездку. Помимо того что такой тур кажется вполне доступным по деньгам и по времени – нужно освободить только пару рабочих дней и не требуется серьезных предварительных приготовлений – оформление визы и охоты за билетами, например. Нам не было точно понятно, как добраться до интересующей нас башни, просто таскались по переулкам, фоткали что-то понравившееся, глазели по сторонам. И вдруг, откуда ни возьмись, в конце переулка нашему взору предстает щербатая стена Галаты. Широкая такая башня, аккуратненькая, а к чему и когда приурочена – непонятно; табличка выбита на турецком языке. Кстати, никаких путеводителей у нас с собой не было. Только карты города и рассказ с сайта, который значительно нам помог ориентироваться в названиях улиц и районов и выбрать обязательные для посещения места. Так вот, башня Галата, значит. Высотой примерно 7 этажей, для желающих забраться на верх, насладиться круговой панорамой, есть современный лифт, либо винтовая деревянная лестница. Внутри стены обшиты деревом, новые окна, ну и как водится, на последнем этаже – ресторан. Вход в башню что-то стоит, рублей 150 что ли. Как только, поднявшись наверх, мы вышли на балюстраду, мне стало понятно, что за это не жалко и больше отдать. Здесь у нас появилась возможность именно посозерцать сверху жизнь этого города.

Медленно перемещаясь по кругу, можно подсмотреть, кто чем обедает, кто-то готовится к ремонту, некоторые и дома спят в гамаках, жирная чайка залетела к кому- то в гости…..а в магазин на первом этаже целую машину товара привезли; с другой стороны – размеренный поток машин движется по проспекту, из него выделяется множество ярко-желтых такси, а вот пристань – огромный лайнер рядом и по проливу курсируют катера и лодочки. То есть мной овладело чувство умиротворенности и удовлетворенности, что отсюда можно было и оглядеть город в целом и остановиться более подробно на каких-то деталях. Хотелось остаться там наверху подольше, но, ведь впереди еще много чего интересного ожидает, да и чувство голода дает о себе знать, так что после посещения благоустроенного туалета, выходим, делаем снимок рядом с башней и идем дальше по горбатым улочкам. Первый наш обед в Стамбуле происходит в маленьком кафе, кебабной, в глубине переулков. Заведение или только что открыто или отремонтировано.

Турецкая кухня; на открытом огне готовят мясо с рисом, овощами и прочими премудростями; обедали здесь в основном местные в этот час и также много готовили блюд на заказ, для работников близлежащих магазинов, наверное. Похоже, что на туристов здесь в первую очередь не рассчитывали, меню было только на турецком языке. Очень милый встречающий был чрезвычайно рад нашему появлению, однако ни английских, ни немецких, ни испанских, ни русских слов, ни звуков му-у-у (говядина), бе-е-е (баранина) не понимал. То есть мы хотели выяснить что такое тавук, что такое адана и из какого мяса тут есть шашлыки. В общем ничего определенно не поняли, просто ткнули пальцем в меню и ждали, что же нам принесут….. Первым последовало блюдце со светлой кашицей и хлеб, потом салат – его мы заказали, показывая на витрину с овощами. Порция оказалась не маленькая, но со жгучим перцем, так что много не съешь. Еще было что-то, похожее на кус-кус, с хлебом –очень вкусно. Мы вроде бы столько не заказывали, а есть-то хочется и мы едим и думаем – а вдруг нам приносят то, что реально стоит дешевле, мы же не разбираемся в названиях и вдруг нам сейчас выкатят счет за все за это, хотя мы этого не заказывали… Тут Кирилл вспомнил, что у него где-то завалялся разговорник и полистав его мы поняли, что мы выбрали курицу и говядину (тавук и адану соответственно).

Нам пришлось немного поволноваться, не забыл ли про нас добрый официант. Он был один, а столиков хоть и немного, но все заняты, официант был со всеми приветлив и услужлив. Блюда были достаточно перченые, но вкус мяса можно было понять, пришлось откупорить стоящие тут же маленькие бутылочки газировки, но потом нас еще очень долго мучила жажда от этих перченостей. В итоге получился недорогой, сытный и аутентичный обед . На последок всем выходящим все тот же официант, провожая, капает на руки душистой жидкостью из бутылочки, ею можно протереть руки и лицо, видимо взамен отсутствующего рукомойника и также туалета. Дальше все теми же горбатыми и шумными улицами хотим выйти к мосту Галата.

Попадаем на рыбный базар, прямо у воды, на развес продают всяких сырых свежевыловленных морских обитателей, цены низкие, но мы покупать-то ничего не собирались, да и к этому времени (около часа дня) они уже сворачивались; в одной из палаток заметили растянувшегося довольного кота рядом с рыбацкими резиновыми сапогами и опустевшей витриной (просто тазы с этими самыми морепродуктами). Мост Галата – широкий, двухуровневый; на первом – рестораны и магазины, наверху – магистраль. Внизу – можно скрыться от жары, передохнуть, присесть за столик , прямо у желтоватой воды, но мы так и не успели этого сделать. Далее продолжаем «шатание» по улицам, и по тихой симпатичной, в европейском стиле(здесь любят останавливаться королевские европейские особы), улочке, подходим к Св.Софии. Был пятый час дня, нагруженного впечатлениями и перемещениями.

София кажется такой необъятной и великой, даже не знаю, сколько времени можно там провести, а плестись туда уставшей и пытаться из покидающих сил побольше рассмотреть и узнать, было бы нерационально. Поэтому мы отложили ее посещение в этот день. Так и не попали внутрь и потом. Рядом с ней – большая цветущая площадь с фонтанами, лавочками, здесь наибольшее скопление туристов со всего света. И тут же рядом еще один популярный храм – Голубая мечеть. Сюда можно зайти всякому, надо только разуться и обернуться в платок, который дают на входе. Мечети, также как и костелы, на мой взгляд, привлекают гостеприимством, простотой убранства, они очень светлые и просторные. А здесь, в одной из главных мусульманских святынь – столько света, легкости, пространства! Стены расписаны изящным цветочным орнаментом, висят большие люстры, как будто из металлической нитей. В таком месте понимание того, что Бог есть для каждого свой, вне зависимости от вероисповедания и прочих социальностей, приходит само.

Один из самых запомнившихся приятных моментов – это когда мы после долгих прогулок набрели на кафешку, рядом с красивейшим сараем (дворцом, разумеется) Долмбахче, неподалеку, если не ошибаюсь от вокзала. Совсем вдоль кромки Босфора стоят несколько столиков (при желании можно перегнуться и руки помочить). После такого насыщенного дня, в ночи, под ярким светом фонарей – тут самое место. Все столики заняты, но как-то тихонечко все разговаривают, изредка прорывается смех, тут же и дети в колясках. Если чуть-чуть расслабиться и заглядеться на бликующую черную гладь Босфора и барочные стены Долмбахче, можно запросто увидеть какие-нибудь мифические образы, спектакль теней и миражей. Здесь мы выпили Turkish Coffee. Который в Стамбуле никогда не будет лишним. Он мягкий на вкус, совсем недорогой и прямо-таки целебный, подается, как водится, в красивой какой-нибудь маленькой чашечке на блюдечке. Он мне всегда помогал здесь справиться с усталостью и головной болью.