Поездка по храмам Истринского, Волоколамского и Клинского районов Подмосковья. Часть 2. на kuda.ua

KUDA.UA > Отдых > Отдых в России > Поездка по храмам Истринского, Волоколамского и Клинского районов Подмосковья. Часть 2.

Через 8 км появился этот райцентр. Сначала мы по мосту пересекли шоссе М-9 (с выездом на нее). Но мне хотелось попасть на Волоколамку, которая по карте была чуть дальше. И действительно мы почти сразу увидели ее, но развязки не было! Пришлось проехать по мосту прямо, и мы вскоре попали в центр Волоколамска. В принципе в городе есть что посмотреть (особенно рекомендую Кремль). Но мы были там всего 1 год назад и тогда все хорошо осмотрели (ссылка на рассказ внизу), да и драгоценное время не хотелось терять. Поэтому на центральной площади повернули направо на выезд из города. Такой маршрут заранее не планировали, но он пролегал мимо церкви в Возмище (4) – на выезде из Волоколамска. Проехать мимо этого красивого старого храма мы не могли (он, кажется, всегда был действующим) и решили остановиться. Однако дверь в него была закрыта, и мы решили не задерживаться.

Практически сразу за храмом появилась развилка, и мы, наконец, попали на желаемую Волоколамку и двинулись в сторону Москвы. Буквально через 1 км мы увидели справа еще один мемориал прошедшей войны. Это памятник 11 саперам (5). После него мы уже не останавливались почти до Чисмены (17 км).

Не доезжая ее чуть-чуть мы в остановились в селе Покровское (6) – первый раз там были год назад. Прямо у дороги справа стояла часть полуразрушенного храма, а именно колокольня. Там имелась дверь, но она была закрыта. Местный житель рассказал, что раньше храм был большой, но почти весь его разрушили уже после войны в 60-е годы. А сейчас иногда приезжает священник и проводит там службы.

В Чисмене по указателю на Теряево мы повернули налево (23 км). По этой дороге мы за последние 5 лет проезжали, наверное, раза 4 (она наиболее удобна для визита в Иосифо-Волоцкий монастырь). Однако ни разу не заезжали в деревню Ильинское (7). Раньше я даже не знал, что там есть что-то интересное – с дороги ничего не видно. На сей раз, я не пропустил левый поворот, и примерно через 1 км мы оказались в деревне. Там дорога заканчивалась, а храма все не было видно. Пришлось обратиться за помощью. Местная жительница подсказала, что нам надо еще немного пройтись по проселочной дороге до конца деревни и там увидим кладбища. И действительно, вскоре за высокими деревьями показались остатки храма.

Да, давно я не видел таких развалин – даже можно сказать сердце защемило! Чувствовалось, что раньше храм был красивый и древний. К нашему удивлению мы увидели двух строителей, которые там что-то делали. Мы спросили у них разрешения и вошли внутрь маленькой комнаты, внутри которой шел ремонт (издали бы и не сказал, что там еще может оказаться целая комната). Оказалось, что эти строители готовят помещение для проведения церковных служб. А еще снаружи на стене заметил висящий кусок железа, который заменяет колокол. Вот так – в такой глуши и среди разрухи тоже идет потихоньку процесс восстановления, и уже проходят службы. Строители пожаловались на трудности с финансами – мы оставили 60 руб. На часах было 13-00, и мы решили перекусить припасенными бутербродами.

Покушав, мы затем вернулись на трассу Чисмена-Теряево и поехали дальше. Вскоре дорога уперлась в шоссе Волоколамск-Клин. Там мы свернули налево (к Волоколамску) и примерно через 1 км оказались в селе Теряево (8). В этом селе помимо монастыря есть еще большой храм с колокольней (его видно отовсюду). Этот недействующий храм сейчас находится в неважном состоянии, которое с каждым годом все ухудшается. Мы наблюдаем его уже несколько лет и сейчас заметили груду кирпичей внутри него, которой раньше не было – видимо рухнул купол. Так жалко. Это уже, к сожалению, 2-й случай в нашей практике – и оба в Подмосковье, а не в какой-то там тьму-таракани! В прошлом году мы были в деревне Телешово Лотошинского района и там увидели развалины церкви, которая еще полгода назад стояла. Вот так – даже если ничего специально не рушить, то некоторые церкви на наших глазах пропадают. А ведь казалось, что эпоха разрушений прошла. Увы. Безденежье и бездействие приводят к беде. Вот лучше б куда направлять денежные средства, а не на возведение новоделов-церквей, не имеющих никакой истории.

С тяжелым чувством мы тронулись дальше знакомой дорогой к монастырю. На дамбе остановились – уж больно живописный через озеро открывался вид на Иосифо-Волоцкий монастырь (9). Это сейчас действующий ставропигиальный (т.е. подчиняется непосредственно патриарху) монастырь смешанного типа. Вообще-то он мужской и там живут постоянно примерно 10 монахов. Но там еще размещаются и монахини. Как нам позже сказал местный экскурсовод, монахини там живут временно и ждут, пока для них отремонтируют другое помещение (или монастырь). Мы оказались там уже не в 1-й раз – так это место нравится (и сыр с творогом местного изготовления, которые там продаются, очень вкусные). Но ни разу не были с экскурсией по монастырю. И в этот раз тоже не думали об этом (к тому же был будний день). Однако нас на входе окликнули девушки-студентки из Твери (всего их было 6 человек) и предложили присоединиться к их группе на экскурсию. И хоть нам хотелось еще доехать до Клина, решили не упускать такого случая. Однако прождали минут 40, пока, наконец, не нашелся экскурсовод от монастыря.

Это был местный монах в соответствующей одежде (я правда не разбираюсь в их одеянии) и на вид ему наверное лет 60. Но он сказал, что послушник, и его зовут Анатолий Григорьевич. И добавил, что в монастыре он с конца 90-х годов, когда его вернули верующим. Он водил нас по территории, открывал для нас храмы (во многих мы прежде не были) и попутно рассказывал их историю. Сперва мы вошли в трапезную палату, которой около 500 лет. Там на 2-м этаже имеется большое помещение с одним столбом посередине (экскурсовод сказал, что по типу кремлевских палат). Мы увидели там маленькую выставку обломков стен, кирпичей, изразцов и могильных плит, которые нашли монахи на территории монастыря.

Потом мы пошли в главный храм монастыря – красивый и старинный Успенский собор. За прошедшие полгода его вид изменился к лучшему – стены собора побелили (осенью сюда приезжал патриарх Алексий Второй и к этому визиту готовились). Для нас открыли оба храма в соборе – верхний и нижний. Верхний (летний) храм внутри особо красив – в нем остались древние росписи на стенах. Анатолий Григорьевич сказал, что фрески «больны» и погибают от грибка (несколько десятилетий после войны собор стоял не застекленный, и его стены промокли). И что надо снимать все фрески, просушивать стены и заново наносить роспись – другого выхода нет. Но на это нет денег. Как нет денег и на золочение куполов Успенского Собора (оказывается, нужно 5 млн. рублей на покрытие всех 5 куполов – а ведь это всего лишь цена дорогой иномарки, которых у некоторых олигархов не по одной штуки).

Затем мы спустились в нижний (зимний) храм. В принципе там нет ничего примечательного кроме мощей святого Иосифа Волоцкого. После этого мы вышли на улицу, подошли к святым воротам и поднялись наверх в надвратную Петропавловскую церковь. Внутри она совсем небольшая и без росписей стен – там проводят обряд крещения. В ее убранстве нет ничего особенного. Правда, экскурсовод сказал, что одна из находящихся там икон Богоматери датирована 12-м веком. Я не знаток икон, но не уверен, остались ли на Руси вообще иконы такого возраста. Да и выглядела она вовсе не старой (правда он сказал, что она после реставрации). Короче – сомневаюсь я насчет возраста иконы.

В заключение мы пошли погулять по монастырской стене (вход туда обычно закрыт, но нам его открыли). Прошли наверно треть ее (периметр всех стен монастыря около 1 км) и потом вернулись назад. На этом наша почти экскурсия закончилась, и мы заплатили за нее по 50 руб с человека (студенты вдвое дешевле). Экскурсия длилась около полутора часов и в принципе мне понравилась. Конечно, можно было бы придраться к приводившему ее гиду. Его эрудиция заметно уступала многим гидам, с которыми я ездил от турфирм в разные поездки. Но то были профессионалы, а это всего лишь послушник в монастыре. И к тому же мы побывали почти во всех интересных местах монастыря (не были только в Богоявленской церкви с золочеными куполами). И уже за одно это – спасибо Анатолию Григорьевичу. Короче – мы не пожалели ни о потраченном времени, ни о деньгах. Хотя конечно из графика мы здорово выбились – на часах было около 17 часов.

Дальше примерно через 2км мы приехали в село Спирово (10), где прежде тоже бывали не раз. Там на огороженной территории расположена действующая церковь с колокольней, довольно симпатичная как снаружи, так и внутри. Правда на этот раз храм был закрыт, и внутрь мы не попали. Но зато, наконец, нашли святой источник (он оказывается всего в 100м от церкви). Правда, сначала спустились не туда (к речке мимо туалета). А надо было прямо у входа на территорию свернуть направо и по лесенке вниз. Там внизу были купальня и здоровый бак с надписью «святая вода». Но бак был пустой, и мы набрали воды в свои емкости из расположенного тут же колодца.

На пути назад мы притормозили напротив монастыря – уж очень красив вид на него через озеро. Правда, к этому времени солнышко скрылось – было очень жаль (почему-то всегда, когда мы там бываем, на небе пасмурно). Сделав несколько снимков, мы, несмотря на уже довольно позднее время, поехали в сторону Клина – хотелось хоть немного выполнить первоначальный план. Проехали через Теряево и проследовали мимо поворота на Чисмену, где мы раньше всегда сворачивали к дому. Однако теперь поехали прямо и примерно через 1 км въехали в еще одну деревню Покровское (11). К сожалению, наши предки при выборе наименований своих сел не отличались порой оригинальностью – схожесть названий очень мешает и порой запутывает. В этой деревне прямо у дороги расположена неплохая действующая церковь. Дверь в нее была открыта, и мы спросили разрешения у местной женщины туда зайти. Не скажешь, что внутри было пусто, но и богатым убранство церкви тоже не назовешь. А еще вокруг деревни, которая вместе с церковью расположена на пригорке, очень красивые виды – излучина реки, поля, лес вдали. И что удивительно – имеются «журавли-коромысла» на колодцах для подъема воды (нигде в Подмосковье более этого не видел).

Через 2-3 км по той же дороге в сторону Клина мы доехали до поворота на Шестаково (12) – до самого села еще 1 км. Там увидели довольно большой храм. Он хоть и целый, но пребывал в ужасном состоянии. А главное – внутри него размещены какие-то склады и мастерские по ремонту автомобилей. Я заходил внутрь и видел все своими глазами, в том числе и работающую электросварку. А еще рядом расположена площадка для стоянки грузовых машин. Раньше (лет 20-30 лет назад) такая картина была бы привычной – местный колхоз-совхоз использовал храмы под местные нужды, как хотел (и вовсе не заботился о сохранении памятников старины). Но видеть все это в 21-м веке, да еще в Подмосковье было так неприятно и удивительно. Странно все это. И ведь храм-то по архитектуре неплохой – он был один из самых больших среди тех, что мы видели в этой поездке (разве что теряевский может поспорить размерами). Настроение нам не улучшила рядом находящаяся часовенка – явно выстроенная недавно и как бы выпрашивающая прощения у храма за такое безобразие с ним.

Мы поскорее покинули это село и вернулись на клинское шоссе. Незаметно пересекли границу между Волоколамским и Клинским районами, и через 3 км прибыли в Тархово (13). Там метрах в 150 от дороги на пригорке в зарослях находилась еще одна церковь. Этот храм полная противоположность предыдущему – маленький, симпатичный (и тамошнее кладбище тоже нам показалось очень ухоженным). Сразу видны рачительные хозяева. Правда он был закрыт, и внутрь него мы не попали. Но эта церковь подняла нам настроение, и мы тронулись дальше.

Времени было уже много (7-й час вечера) и я поначалу думал уже закругляться. Однако посмотрел на карту и примерно через 3 км увидел поворот на Дятлово, а там неподалеку в Городище (14) еще один храм. И мы решили туда завернуть, чтобы еще раз сюда специально не возвращаться. Проехав от поворота примерно 6 км (дорога в конце неважнецкая), мы, наконец, доехали до цели – деревни Алферьево. Там дорога делала поворот, и мы вышли из машины. На пригорке около кладбища виднелись остатки храма – только один купол. Но все окна были застеклены, имелась дверь, и она была закрыта. Значит этот храм действующий (наверху был крест). Там мы не задержались и вернулись на клинское шоссе.